В ходе обсуждения моего предыдущего текста о бэкинге (http://www.pokeroff.ru/AlexOm/o-roli-behkera-post-2874714) у одного из читателей возник вопрос:

Alex, а ты не мог бы подробнее в одном из постов написать, как вообще принимается решение об инвестировании дeнeг в какой-либо проект (в жизни в первую очередь, а не в покере)? Что для этого нужно, какие условия ты считаешь приемлимыми, с каким человеком согласился бы работать?

Сразу сделаю оговорку, что написанное ниже - не универсальный рецепт, а мой собственный подход, который нравится лично мне. Он не единственно верный, более того - характеризующий скорее меня, нежели какую-то объективную реальность. 

Для начала замечу, что инвестирую я не в проекты, а в людей и в работающие команды. 

Прибыльность проектов той или иной отрасли зависит от коньюнктуры рынка; проекты рождаются и закрываются - а люди со мной остаются. 

Поэтому принятие решения об инвестировании в более-менее долгосрочный проект - это всегда вопрос не только проекта, но и человека, который мне этот проект предлагает. Проект - лишь форма установления первичных отношений, по проекту можно многое сказать о человеке, это результат его деятельности. 

Основными условиями, необходимыми и достаточными для начала сотрудничества с человеком, являются, пожалуй, пять: 

1) Созвучность его целей с моими на предполагаемой дистанции сотрудничества. Если мы хотим делать бизнес на дистанции не менее 3х лет, мне важно понимать, как сам человек видит свое будущее через 3-5 лет. Это помогает встроить наше сотрудничество в более широкий контекст моих отношений и возможностей. Я не испытываю желания сделать каждого партнера другом и братом, но созвучность (не совпадение!) на уровне целеполагания - условие номер 1.

2) Социальная адекватность. Потенциальный партнер должен "чувствовать берега" и ориентироваться в происходящих вокруг процессах. Если для первого пункта требуется личный контакт на короткой дистанции, то о социальной адекватности человека много говорит его проект. Вот, скажем, самые яркие примеры социально неадекватных людей:

-"Люди с идеей". Такие ребята, которые приходят с какой-то супер-идеей и считают, что она имеет какую-то ценность, и им должны дать дeнeг только на основании авторства этой идеи. Как правило, никаких реальных дел в направлении реализации этой идеи нет.

-"Люди за миллион". Это класс людей, который просит инвестиции в размере нескольких миллионов или десятков миллионов долларов, при том что сами они таких дeнeг не то что не держали - даже не видели на расстоянии километра. То есть если владелец интернет-магазина с оборотом в десять миллионов долларов в год просит инвестиции на десятку - это можно понять. Если такие же дeньги просит вчерашний студент, который хочет построить второй "Яндекс" - можно смело констатировать его неадекватность. Это как если игрок МТТ с БИ 1 доллар начнет просить бэкинг на всю серию WSOP.

Есть много других примеров более и менее жесткого неадеквата, но в целом они характеризуются глубоким непониманием механизмов формирования отношений и организации денежных потоков.

3) Человек должен сам верить в то, что предлагает. Это в деталях проявляется. Например, приходит стартапер (сразу скажу - бессемейный) просить 300к долларов на проект - а у самого, как потом оказывается, наследная квартира в собственности в центре Москвы и еще однушка на окраине. Почему не продал квартиру? А потому что проиграть боится - и прямо об этом говорит. А другой стартапер машину продал, чтобы первые шаги самостоятельно сделать - и показать инвестору первые результаты. Ясное дело, второй сразу вызывает больше уважения и веры. Сейчас вообще выросло целое поколение самоуверенных молодых людей, которые считают, что не страшно попробовать за чужие дeньги 10 раз в формате "выстрелит - не выстрелит".

Для многих из них основной проект состоит не в зарабатывании дeнeг, а в выбивании дeнeг из инвесторов на то, чтобы "поиграться в бизнес". 

4) Компетентность потенциального партнера в своей области деятельности. Этот пункт состоит из двух частей: во-первых, будущий партнер обязан досконально знать область нашей будущей деятельности и рынок. Во-вторых, он должен иметь какие-то результаты в области деятельности. В идеале это - созданная с нуля работающая компания, но (если речь идет о небольшом стартапе) пойдет и позитивный опыт работы "на дядю", с понятными осязаемыми результатами.

5) Умение слушать и понимание сути партнерства. В этот пункт входит целый комплекс навыков и представлений, касающихся совместной работы. Если позиция "инвестор не лезет грязными руками в бизнес" сохраняется в первозданном виде дольше 2-3 встреч, с человеком надо заканчивать общение. Я не сторонник вмешательства инвестора в проект на оперативном уровне, но есть области бизнеса, в которых инвестор (по крайней мере если речь идет не о состоявшемся бизнесе) имеет априори большие компетенций: финансовый учет и анализ, стратегическое управление на уровне синергии с другими компаниями, реализация программ слияний/поглощений, формирование отраслевых холдингов и пр. Если предприниматель эту компетенцию не видит, и вместо того, чтобы выяснить, чем же инвестор сможет помочь кроме дeнeг, закрывается в своем домике - работать с ним будет сложно. Особенно ярким показателем понимания сути партнерства является реакция на предложение ввести в капитал компании владельца/директора более крупной компании рынка, не являющейся прямым конкурентом предпринимателя.

Это основное. Если интересно, как-нибудь расскажу поподробнее.