Для начала нужно, чтобы каждый понимал, что есть баланс и для чего он необходим. Например, в покере я встречал определенные споры насчет того, что стрит находится ниже флеша, хотя первый собрать сложнее :)

Практически каждый игрок в любуй игре думал о том, что какая либо фишка, раса или трюк являются дисбалансными (imba! :) или даже читерными и их надо фиксить (патчить, нерфить). Разработчики активно следили за такими высказываниями и правили игры по мере возможностей мегабайтами патчей, правил, модов.

Сейчас, когда Blizzard "немного" забросили WarCraft 3 все продолжают активно жаловаться на то, что орки имба и играть против них невозможно, особенно если ты за какую-нибудь нежить. Но в то же время большинство топ-игроков все равно играют своими любимыми расами и, что самое невероятное, выигрывают.

Так как найти идеальный баланс? Для того чтобы ответить на этот вопрос нужна дистанция или относительная простота игровой механики. Возьмем шахматы, там, чтобы особо не морочиться над балансом сделали две стороны полностью одинаковыми: черный конь скачет так же как и белый. С одной стороны это просто, а с другой, как всегда, гениально. Вот только с эрой компьютеров все это наскучило и стало называться примитивизмом.  Отцы RTS (я считаю, прямые наследники шахмат) создали Дюну, а после Blizzard, скопировав часть идей оттуда, а другу часть из мира Warhammer, тщательно перемешав, добавив свою историю, сюжет, механику – получили культовые WarCraft и StarCraft, которые оставили в анналах истории отпечатки навсегда. Причем тут Warhammer? Об этом рассказывает вот эта статья, для честности стоит сказать, что Warhammer отомстил, когда создал стратегию основанную на канонах жанра созданных все той же Blizzard :) Кстати, приколько было видеть в геймплей-роликах StarCraft 2 терранов с тамплиерскими крестами на щитах.

Так вот, простоты никто не хотел и Blizzard сделала WarCraft 3 с большим количеством нововведений относительно WarCraft 2. Я в свое время был крайне зол на них, т.к. мир WarCraft 2 почти полностью исчез, зато вместо него появилось 4 расы, добрые орки, дохлые эльфы, РПГ элементы и отличнейший сюжет. Разумеется, после я одумался и осознал, что хоть WarCraft 3 и является новой игрой, а не продолжением, это никак не умоляет ее достоинств. А после начался довольно продолжительный период балансировки патчами, который до сих пор идет) Фанаты кричат, что надо активнее резать орков, нефанаты кричат, что Blizzard забросила игру, а остальным вообще пофиг.

Теперь мы оставим WarCraft и перейдем к другой популярной кибердисциплине Dota. 97 героев, около 400 способностей и большое количество артефактов требую просто адских трудов, чтобы получить хоть какой-то баланс, но ее, в отличие от WarCraft, постоянно правят. И я вам со всей ответственностью заявляю, что спешка в этом процессе ни к чему хорошем не приводит. Возьмем для примера героя  Spectra, ее то повышали, то понижали и так раз 5, а она все равно кажется имбалансной и разработчики уже не знают что с ней делать. А проблема вовсе не в герое, а в моде на него. Мода прошла – героя не берут. Героя взяла популярная команда и показала новую стратегию с ним – он опять в моде! Того же Акса никто не фиксил, а он резко начал браться во всех играх - почему? Мода.

Когда WarCraft притормозил с патчами, он дал возможность отделить сиюминутные веяния моды от плохого баланса. Осталось только внести эти изменения, но неспешно и очень аккуратно, чтобы создать тот идеал, которые сейчас наблюдается в StarCraft 1.

 

P.S. Предлагаю пофантазировать на тему того, что в покере могут рано или поздно изменить или какую новую разновидность придумать. Например, 4 улица, или дополнительная комбинация. Но любое усложнение игры повышает требования к скиллу игрока и, когда игра станет минимально зависима от удачи - она станет спортом. Теперь сыграв с новичком 100 раздач вы выиграете все 100, любой проигрыш будет являться результатом вашей ошибки, а новички, поняв, что им ничего не светит, уйдут играть в рулетку :) Нам это надо?