НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЦЕМ МАКСИМОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЦА МАКСИМА ЕВГЕНЬЕВИЧА

Копия поста из ЖЖ: http://maxkatz.livejournal.com/



Долго размышлял какой формат постов сделать. По отдельной теме из обоих городов (получилось бы интересное сравнение, в Вене всё намного лучше) или про каждый из городов с разбивкой по темам, или просто про темы писать.

Так и думал неделю.

В итоге решил, что чем думать ещё две недели, сделаю как-нибудь тяп-ляп :). Для целей, ради которых это пишется (лучшее усваивание материала книги и вызывание интереса у окружающих к этой теме), так тоже пойдет. Хуже, конечно, чем структурированные посты по темам, но намного лучше, чем никак :) Потом, может, переделаю.



Всё начинается с ходьбы. Если в городе много людей ходит пешком, дальше городская жизнь развивается намного активнее, так как на улицах много людей. Чтобы люди предпочитали ходить, а не ездить на машине, это должно быть удобно:

Расстояния должны быть небольшие. Люди ходят с удовольствием около 500 метров. Поэтому центры большинства городов обычно укладываются в такой радиус.

На тротуарах не должно быть помех в виде автобусных остановок, столбов, которые нужно обходить, автоматов для парковки и прочего. Ходьба должна быть прямая.

Дорожки и тротуары должны быть проложены наиболее естественно прямым маршрутом. Если будет не так, люди всё равно будут ходить прямо и проложат стихийные дорожки.







Люди всегда будут срезать угол и никогда не будут обходить его вокруг только потому, что тут асфальт решили положить





В хорошем для пешеходов городе тротуар не меняет свой уровень при пересечении с дорогой, а наоборот дорога поднимается. Машине легче подняться, чем пешеходу спуститься. И ладно, если речь о взрослом человеке, это, в принципе, всё равно. Но тротуаром пользуются и пожилые люди, и люди с колясками


Вот так нельзя





Так плохо, но получше





А так совсем хорошо





Отдельная тема подземные пешеходные переходы. Их нужно по мере возможности избегать, наличие таких на пути между пунктом А и пунктом Б может заставить человека отправиться по такому маршруту намного реже, чем если бы идти нужно было по одному уровню.





В братиславском переходе ахренительная настенная навигация, нарисованная художниками. Это пойдет в сборник "как надо делать".





Но самое адовое это высокие лестницы. Лестницы, особенно которые вот так вот открыто видны от начала и до конца, создают у людей ощущение, что им предстоит совершить адский подвиг, поднявшись по ней. Рампа всегда лучше лестницы

 



Пример ужасной и опасной трамвайной остановки. Автомобили должны останавливаться если трамвай открыл двери, но это очень легко не заметить. Люди должны выбегать и срочно перебегать дорогу до тротуара. Вообще про транспорт буду позже читать, когда по нему прочитаю книжку.





Но вообще для меня загадка, почему трамваи нельзя размещать по сторонам улицы. Это хорошо выполнено в Вене, когда будет пост из неё. Тут вот это реализовано частично.






Существует 3 вида активности, которыми люди занимаются на улицах города. 

  • Обязательная (когда нужно идти куда-то по улице пешком, до машины, до транспорта или просто до здания), 
  • Добровольная (когда люди проводят время на улице, в кафе, на лавочках, прогуливаясь по улицам и так далее). 
  • Социальная (когда люди общаются между собой, слушают уличных музыкантов, дети играют и, в общем, любые виды контакта людей друг с другом).


Самая известная у нас социальная активность это посиделки у подъезда и перемывание костей соседям, а также пивко у памятника :) Это всё (разве что с пивком не знаю) нужно всячески поощрять и создавать условия, при которых добровольная и социальная активность в городе чувствуют себя хорошо.

Обязательная активность очень быстрая. Люди просто идут мимо и всё. Две другие долгие, люди могут проводить время на улицах часами, улицы наполняются людьми и выглядят живыми, город становится более живой, более приятный и более безопасный.


Вспомните ваши ощущения, когда вы идете вечером по живой улице в центре, где рядом играют на саксофоне, на лавочках и в кафе сидят люди и вообще вокруг много всякого движения. И сравните с ощущением прогулки по безлюдному микрорайону.

Это часть тех вещей, которые создают ощущение "о, тут в городе круто". Они так же влияют на образ жизни людей, например, поездка в общественном транспорте это не только само время проезда, но также важно насколько безопасно и комфортно человек чувствует себя во время пути до остановки и от неё (и далеко ли до остановки идти). Чем лучше все три части, тем больше людей будут желать пользоваться общественным транспортом, а не личными автомобилями. Ладно, это я куда-то залез не туда.



Вот несколько примеров плохих неживых улиц















Вот получше. Правда, тут не очень интересно сидеть, об этом чуть дальше, когда будем говорить про скамейки (кафе тоже из той же темы)




Когда на улице стоит кафе и такие вот столики, всё сразу становится намного живее и симпатичнее





А вот совсем отличная улица






Отдельная тема, о которой поговорим в других постах, — это связь домов, прилегающих к тротуарам с городской жизнью. Это тоже вид социальной активности, которой нам нужно помогать развиваться.






Маленькая, но важная часть городской жизни — скамейки. Поговорим о них.



Правильное расположение места, где можно посидеть и отдохнуть (исследование, проведенное в Стокгольме), должно иметь следующие свойства:


Хороший микроклимат (это чтобы тенек когда жарко, ну или солнышко когда холодно и т.д.),

Расположение должно быть около зданий, желательно чтобы спина была чем-то прикрыта (дает ощущение безопасности),

Хороший вид (на природу, на городскую жизнь, где много людей вокруг, красивую архитектуру и т.д.). Наиболее интересно смотреть на активную городскую жизнь.

Незагрязненный воздух,

Относительно тихое место.


Хорошие скамейки заняты 61%—72% времени. Плохие 7%—12%.



Вот пример плохих скамеек. Городской жизни вокруг нет, вида никакого, просто площадь





Немного получше в плане вида, трамваи, машины... но шумно и перед дорогой сидеть противно. Тоже никого нет





Пустой парк, сидеть незачем 





Вот интересный пример. Фотки в одном и том же парке. На переднем плане скамейки, которые смотрят на травку, где люди отдыхают и стоят на солнышке, заняты. На заднем скамейки, которые стоят в тени (было прохладно) и, главное, повернуты спиной к траве, где находятся люди, — на них никого нет.





Вообще никого




А людей в парке прилично. Вид потому что вот такой:






И если так ещё как-то конкурировал тенек и солнышко, то вот ещё пример: на переднем плане скамейки заняты, а на заднем, где перед рекой не решетка, а бетонная стенка, нет ни одного человека





Вообще никого



 


Причина одна: вид с них вот такой:






Вид на речку это нормально, но вид на городскую жизнь намного лучше. Об этом в постах про Вену подробно.


Скамейки могут быть как обычные, где может присесть отдохнуть один или два человека, так и стоящие рядом буквой Г, чтобы на них можно было сидеть группе людей и общаться.

Очень хороши передвижные городские стулья в парках и на набережных — много стульев, которые люди могут брать по своему желанию и сидеть на них где хотят (об этом тоже напишу в посте про Вену, там очень интересно).


В Братиславе нашлось только одно место, где скамейки как-то были пригодны для общения. В остальных местах стояли просто в ряд.






Пока всё :) Кто-то просил фотку меня на Сигвее, держите :) Сигвей вообще для этих тем очень хорош.