Доминик Korn Коферт - известный человек в мировой покерной среде. Он СЕО портала Pokerstrategy.com и человек, которому просто не безразличен покер. Сегодня я представлю пepевoд его поста на форуме 2+2, в котором он описывает возможное будущее онлайн покера.


" В наши дни всем хорошо понятно, что привлечение и удерживание постоянных игроков является залогом успешности покер-рума. В прошлых своих постах я рассказал, что не все румы поняли этот принцип и просто отвернулись от успешных профессиональных игроков. Но все же правильная стратегия для покер-рума - это привелкать любителей, не ущемляя при этом права игроков-профессионалов.

Я хочу уделить особое внимание способам привлечения игроков.

Экосистема, построенная на "гемблерах"

Где-то в начале 2004 года, управлять покер-румом, казалось, было просто если у тебя есть стабильная программная платформа (у многих её просто не было). Считалось, что для привлечения нового игрока тратилось всего $10, в то время как средний показатель "жизни" игрока в покер-руме измерялся тысячами.

Тогда типичный игровой стол состоял из смеси очень слабых прожженных лудоманов и очень сильных игроков, которые очень много зарабатывали благодаря общему низкому уровню игроков.

Даже тогда количество игроков, которые бы надолго оставались в игре, было невелико. Но покер был на подъеме и постоянно появлялись новые.

Сейчас ситуация иная. Основной рынок - американский - закрыт для онлайн-покера. В других странах онлайн покер, либо уже регулируется, либо скоро будет. Покерный бум, по большому счету, уже прошел, и доходы от покера постоянно падают. Привлекать игроков-гэмблеров становится все тяжелее.

Какова же общая картина? С одной стороны у нас есть $300 млн. рейка, генерируемого за месяц по всему миру. Отношение кeшаута к рейку, по слухам, составляет два к одному, так что можем предположить, что каждый месяц выводится около $600 млн. Поэтому для того, что бы покер сохранился на сегодняшнем уровне, индустрия должна привлекать $ 900 млн..

Так откуда придут дeньги?

Сперва вычтем "псевдо - депозиты", депозиты, сделанные выигрывающими игроками, которые не будут доступны индустрии, а будут выведены ими же через некоторое время. Допустим они будут составлять 1/3 всех взносов и у нас остается $600 млн., которые должны принести проигрывающие игроки.

Давайте предположим, что игрок-любитель внесет $600, прежде чем ему надоест и он бросит покер. Для того что бы покерная индустрия держалась на плаву, нужно 1 млн. таких проигрывающих игроков.

Учитывая текущую ситуацию - ориентацию на игроков-гэмблеров на рынке онлайн покера, данный вариант практически не возможен. Для примера рассмотрим Германию, сейчас, после закрытия покера в США, это самый большой рынок для онлайн покера, с мировой долей рынка в 10%. С целевая покерная аудитория насчитывает 23 млн. человек.

Но мы все знаем, что покер далеко не для всех. В настоящее время, по моим прикидкам, не более 10% могли бы стать игроками в покер. Это очень оптимистичный прогноз. Таким образом, сейчас в Германии 2,3 млн. потенциальных игроков, в сравнении с 300 тыс. активных на данный момент.

Германия со своей 10% долей рынка может поддерживать ликвидность покера на протяжении всего 2 месяцев. Даже если предположить, что игроки в остальных странах будут делать депозиты так же, как и в Германии, то покер-индустрия сможет держаться на плаву примерно 20 месяцев. Конечно мы не увидим 20 месяцев стабильности, а потом резкий спад до нуля. Скорее всего, будет постепенное снижение ликвидности и индустрия не сможет поддерживать себя.

По иронии судьбы, некоторые покер-румы до сих пор рассчитывают, что смогут решить свои проблемы привлекая гемблеров-лудоманов. В общем, я не удивлюсь, если покер сможет продержаться на сегодняшнем уровне ликвидности всего 18 месяцев.

Решение проблем

Основываясь на модели, описанной выше, есть несколько способов решения этих проблем:

1) Увеличить соотношения "Депозит-рейк", таким образом поднять ликвидность при том же объеме депозитов.

2) Увеличение времени игры пользователей.

3)Сделать покер более доступным для большего числа людей. Создать новый тип хобби-игроков.

Очень много можно написать по первому мункту, так как это очень интересная, но наименее понятная тема. Некоторые румы опять-таки могут ускорить наступление своего коллапса, активнее привлекая гэмблеров, при этом они снижают преобразование депозитов в рейк, ущемляя права гриндеров

Второй пункт вряд ли воплотится в жизнь. Сейчас жизненный цикл игры постоянных игроков и так очень высок. Но причина этому, то что продукты и маркетинговые стратегии ориентированы прежде всего на гемблеров - очень узкую группу игроков.

Третий пукт имеет очень огромный потенциал.

Новый тип рекреационных игроков

Как так получается, что индустрия компьютерных игр все время растет? Ведь это совсем не дешевое удовольствие - "железо", программы, разного рода подписки и прочие заморочки. Игры отнимают много времени и вы можете стать игроманом - точно так же, как и в покере.

На это есть две причины:

Первая причина в том, что в индустрии компьютерных игр чрезвычайно маленький отток клиентов. Конечно игроки в компьютерные игры будут переключаться между ними, но они не перестанут тратить дeньги на свое хобби. Вы можете сами это проверить. Сколько из ваших друзей, которые платили за игры 5 лет назад делает это и сейчас? Думаю, что очень много.

Сравните это с гемблерами, о которых мы говорили выше. Они тратят очень много дeнeг за короткий промежуток времени и в большинстве случаев уже не возвращаются.

Вторая причина, еще более важная - целевая аудитория компьютерных игр постоянно растет. Двадцать лет назад она была очень маленькой. Компьютеры были очень дорогими, сами игры не понятными, и не доступными. Общественное восприятие компьютерных игр было крайне негативное.

Если сравнивать с сегодняшней ситуацией, особенно в разрезе "социальных игр", то в игры играют практически все. Игры стали на много доступней чем они были (все могут играть в Farmville). Вы играете каждый день, даже по 10 минут уже достаточно, они стали намного дешевле (не нужен дорогостоящий компьютер, вы можете играть на телефоне практически бесплатно).

Конечно, сейчас активный игрок приносит значительно меньше дeнeг в индустрию, чем раньше, но количество геймеров увеличилось во много раз. Это стало возможным благодаря тому, что многие компании искали возможность увеличить свою целевую аудиторию. Те компании, которые так не делали, уже не существуют.

Пристрастие к гемблерам.

Следующим правильным шагом для покера сейчас было бы отказать от игроков-гемблеров, так как их скоро совсем не останется.

Если сейчас проверить сайты большинства румов, то можно увидеть, что они оптимизированы именно под таких игроков. Обычно вы видите зеленое сукно, талисманы на удачу, огромные бонусы на первый депозит и возможность стать следующим чемпионом WSOP. Кроме того, рекомендуется сразу сделать большой депозит со своей карты. Едва ли многие румы, привлекая игроков, первым делом занимаются их обучением.

Я убежден, что сейчас для того, чтобы покер-индустрия оставалась на плаву нужно отойти от принципов привлечения гемблеров.

Нужно сделать покер более доступным и веселым для большего количества людей. Нужно чтобы покер стал веселым хобби, на которые будет не жалко потратить $20 в месяц.

Если вы думаете, что это не возможно. то посмотрите на Zynga Poker: они зарабатывают дeньги покером, где люди тратят реальные средства без возможности выиграть.

Как это сделать? Я могу предложить следующие варианты:

1) Изменить ориентацию покер-сайтов в сторону потенциальных хобби-игроков. Изменить рекламные баннеры и слоганы из "Станьте богатыми за..." на "Играть бесплатно в..." как в компьютерных играх.

2) Обучать новых игроков - это позволит им получать больше удовольствие от игры и быть умеренными в своих тратах, а значит избежать разочарования. Кроме того, человек, который умеет играть, будет увлекаться дольше своим хобби, чем том, кто не умеет.

3) Изменить покерные клиенты и лобби, сделав их более простыми. Или вообще сделать возможным играть сразу в браузере.

4) Сделать покер более развлекательной игрой, не делая упор только на дeньги (посмотрите как Zynga это делает).

5)Существенно снизить рейк на малых и средних лимитах

6) Увеличить и оптимизировать жизненный цикл игроков

7) С учетом вышеизложенного не ущемлять игроков профессионалов. Благодаря своей активной игре они продолжают поддерживать уровень рейка, по отношению к размерам депозитов, на высоком уровне.

Исходя из расчетов в начале статьи все это нужно сделать как можно скорее.

Сейчас индустрия покера сильно отстает от других онлайн-развлечений, таких как компьютерные игры. Нужно наверстывать упущенное, иначе Zynga poker займет ее место - во всем вышеперечисленном они уже успешны.