Меня давно интересовала реклама в Латвии. Как ни странно, но небольшое государство продвинулось намного вперед по сравнению с Россией, где крупные бренды имеют куда более существенные рекламные бюджеты. Тем не менее, реклама в России долгие годы оставалсь скучной и скорее зомбировала аудиторию своей регулярностью, нежели подтакливала покупателя. Впрочем, в случае Кока-колы, реклама и не должна подталкивать к покупке, они поддерживают узнаваемость бренда, в результате чего привычный многим поколениям логотип компании, выведенный в своем время калиграфическим подчерком Фрэнка Робинсона, был самым узнаваемым в 2006-10 годах.

В этом году Кока-коле исполняется 125 лет, и из компании стоимостью в несколько сотен долларов она успела перерасти в гигантскую корпорацию с десятками заводов в различных странах. В истории компании было много интересных событий, о чем можно узнать из передачи Вести24 "Корпорация Монстров":

Coca-Cola оказала куда больший вклад в историю человечества последних лет чем кажется на первый взгляд. Маркетинг компании работал на полную мощь десятилетия назад и уже в начале прошлого века задавал темп всей индустрии рекламы. Благодаря рекламе Кока-колы создавались новые тенденции и общепринятые образы. К примеру, привычный всем нам образ Санта Клауса появился благодаря рекламе 1931 года, когда шведский художник Хеддон Сандблом решил нарисовать пузатого дедушку с бородой, вместо пристарелого эльфа (а именно так его представляли ранее).

Но, перейдем ближе к сути. Рекламу Колы по телевизору видели все. Она всегда запоминающаяся и яркая. Безусловно, компания тратит огромные дeньги, сопостовимые с бюджетами "банановых республик", но добивается реального эффекта. Даже звуковой ряд рекламы по отдельности становится узнаваемым хитом. От "Let it snow" до "Wavin' Flag" - эти песни органично вливались в рекламную концепцию и глубоко въедались в мозг потенциального покупателя.

При всей узнаваемости рекламы, в России довольно редко проходили "живые" рекламные кампании. В родном Кирове я даже представить себе не могу какой-либо флеш-моб от подобного бренда, а ведь такие акции являются куда более запоминающимися и могут оказаться более эффективными.

Оказавшись в прибалтике, я был удивлен так называемым "фриджмобом" (fridgemob Baltija). В Старом городе Риги неожиданно появились девушки одетые в костюм автомата с кока-колой. Они подходили к прохожим и предлагали баночку холодной колы в подарок. Сами понимаете, баночки разлетались в горячий летний день куда лучше чем горячие пирожки, о которых обычно говорят в таких случаях, но на практике не раскупают.

На эту же акцию я попал 1 сентября. На этот раз, у меня случайно получилось разговориться с организатором этого промо - Алвитой, которая любезно поделилась информацией, с оговоркой. Что я не покажу вам организационные моменты, потому что в целом, они совершенно не интересны. Так вот:

Акция одновременно проходила в Латвии, Литве и Эстонии. За время акции, руками очаровательных проумотеров, раздается 600,000 банок. По нашим прикидкам, организация такой акции, вместе с банками (учитывая их реальную стоимость) обходится около $250,000. В хорошую погоду и подходящее время, все сумки-холодильники опустошаются за считанные минуты. Прошлая акция явно длилась меньше часа, потому что пронырливые прохожие затаривались дармовой колой в промышленных масштабах.

На этот раз организаторы решили учесть, что многие прохожие идут с сумками и пакетами, в которые вмещается ооочень много маленьких жэбэшечек, и предприняли попытку ограничиться одной банкой в одни руки. Разумеется, такие номера не прошли бы в России, да и в Латвии они были не слишком эффективны. Простите, Алвита!

Но, для такой корпорации 4 выпитые нами с Eugene_Support банки - маленькая потеря. За эти 125 лет, Coca-Cola разлила столько легендарного напитка, что бутылок с колой хватило бы чтоб выстроить линию от Земли до Луны более 1,000 раз, или же 5,000 раз опоясать орбиту нашей планеты. Грубо говоря, это небольшое черное море.

Конечно же, такая акция привлекает массу внимания и многие туристы начинают яростно фотографировать происходящее. Благодаря этому, щедрость компании запоминается не только присутствующим в Старом городе, но и их друзьям, семье и всем кто увидит их фото и услышит рассказы. Шикарная работа на имидж бренда.

Кстати, следующая "раздача" запланирована на сегодня. Пожалуй я побегу, а то все расхватают...

Впрочем, акции будут проводиться вплоть до октября. Так что всем хватит!