Итак, вдогонку первому знакомству, напишу подробнее о том, о чем мы с Максом говорили, когда он был в Екатеринбурге на прошлой неделе. И это будет разговор о тыле. 

Интересно, что про это никогда практически не идет речь при обсуждении краудфандинговых проектов, но общественные активисты - тоже люди, и помимо финансирования самих проектов, им еще надо как-то жить. Более того, любой организационный проект - это всегда определенный аппарат. Кто-то сидит в офисе и обзванивает волонтеров, кто-то готовит материалы и раздатку, что-то арендуем помещения для встреч и так далее. 

Фишка же в том, что краудфандинг не работает для финансирования подобного рода затрат! 


Пример:

Алексей Навальный разово собрал около 7-8 млн рублей на Роспил. Разово. А сейчас у него есть какой-то (и весьма значительный) объем текущих затрат на аренду офиса, где сидят все эти юристы, и есть, очевидно, задача финансирования этих расходов в текущем режиме. Но ты можешь написать в ЖЖ "дайте дeнeг на борьбу с коррупцией", и не можешь - "скинтесь на аренду офиса". 


Проблема в том, что многие из тех, кто прибегает к краудфандингу, не понимают этой вещи, и это становится для них большой проблемой. 


Два близких мне примера из Екатеринбурга. 

В конце 90-х годов в Екатеринбург приехал молодой раввин Зелиг Ашкенази, и рьяно взялся за налаживание жизни еврейской общины. Местные бизнесмены еврейского происхождения с огромным энтузиазмом отреагировали на это, все это было для них в новинку. Они очень легко нашли дeнeг на строительство роскошной синагоги и еврейской школы. Зелиг размахнулся - ух! Теперь на его плечах лежит задача где-то находить около 5 млн рублей в месяц - 3 млн на общинный центр (синагога, при ней всякие клубы для молодежи и кружки для ветеранов, киноклуб и куча еще чего) и 2 млн на школу. А первый запал-то у бизнесменов давно прошел, они один раз сделали "благое дело", и тем самым отчитались перед собой или еще перед кем-то за период первоначального накопления капитала в 90-х годах, и совесть у них теперь чиста. И бедняжка Зелиг, все еще молодой мужик, но уже с двумя инфарктами, каждый месяц на коленях бегает по кругу по широкому списку благожелательных вроде знакомых, перехватывая где 20 тысяч, а где 50, чтобы как-то насобирать всю требуемую сумму. 

Или вот история Евгения Ройзмана, который в позапрошлом году попробовал краудфандинг для своего известного проекта "Город без наркотиков". (Я сейчас не обсуждаю сам проект, а обсуждаю только опыт краудфандинга). Тоже - клич в ЖЖ, народ активно отозвался, и Ройзман собрал что-то типа 200-300 тысяч рублей за первый месяц. Этого хватило, чтобы нанять несколько оперативников, содержать штаб, и работа закипела. Но на следующий месяц дeнeг пришло вдвое меньше, а на следующий - еще вдвое... А люди-то набраны, работа идет, зарплату платить надо, или сворачиваться - но это совсем-совсем не комильфо! 


Короче, вывод. 

1. Краудфандинг очень хорош для разовых проектов - "у людей загорелись глаза и они скинулись", - но не подходит для финансирования длящихся активностей. 

2. Любая общественная деятельность совмещена не только с "проектными затратами", но и с "административными затратами". 

3. Проектные затраты носят разовый характер, и умеют зажигать глаза, а административные затраты носят длящийся характер, и не умеют зажигать глаза. Вместе с тем, и уборщице в офисе тоже надо платить зарплату. 

4. Проектов не будет, если не обеспечена текущая административная деятельность. Проектам просто неоткуда будет возникать. 


Вот почему мне очень интересен проект "Тыл", и почему я пишу в это сообщество. 


Конкретно применительно к моей деятельности, как это выглядит. 

У меня есть проекты "ДалСлово" (мониторинг обещаний публичных деятелей), "Волонтерский портал" (поиск волонтеров для проектов), "Демократия 2.0" (платформа для принятия решений путем голосований, основанных на экспертном делегировании), а также проект по наблюдению за выборами (в качестве регионального координатора ассоциации ГОЛОС), и множество локальных проектов по улучшению городской среды в Екатеринбурге (таких, как "Городская конференция"). Плюс - политические проекты. Каждый из этих проектов сам по себе вполне привлекатален и может финансироваться читалелями моего ЖЖ и, вообще, моими сторонниками на принципах краудфандинга. (А если не может - так, стало быть, он никому и не нужен, и это плохой проект). 

Вместе с тем, чтобы вести все эти проекты, моих рук уже давно не хватает, и мною создан некий "штаб", или "административный аппарат", упрощенный до предела. Он состоит из трех сотрудников (Лариса Бузунова, Александр Грезев, Дмитрий Базанов) и плюс еще пресс-службы на аутсорсинге (то есть есть агентство, куда я отправляю сырую информацию, а они делают из этого пресс-релизы и рассылают их по определенной базе СМИ). Общие затраты составляют примерно 150 тысяч рублей в месяц (Бузунова - 50, Базанов - 30, Грезев - 20, пресс-служба - 30, аренда офиса - 10, административные расходы типа интернета и канцтоваров - 10), и до последнего времени я финансировал это самостоятельно, или за счет тех разовых проектов, по которым удавалось собрать хорошее финансирование. Допустим, пока у меня были выборы, я платил зарплату штабу из тех дeнeг, что люди жертвовали мне на предвыборную кампанию. 


Обе эти практики - порочны. Для меня стало уже очень тяжело тратить эти 150 тысяч рублей в месяц, а финансирование за счет проектов - не очень правильно и честно по отношению собственно к бюджетам проектов. 


При этом, смотрите, что получается. Мой аппарат настроен очень качественно, и работает очень гибко. Сегодня они обучают волонтеров для ГОЛОСа, завтра проводят круглый стол - не вопрос. Для выборов нужен штаб, в котором не три, а пять человек - не проблема, быстро набрали еще двоих, и работаем. Для другого проекта надо будет 10 человек - не вопрос, быстро привлечем еще семерых. Но ядро при этом должно функционировать постоянно, если мы масштабируемся с 3 до 5 сотрудников за день, а вот масштабироваться с 0 до 5 - это очень долго. (То есть, одно дело, когда у меня есть некий постоянный костяк, и его надо нарастить, и другое дело, когда под каждый проект надо набрать команду с нуля). При этом, мои сотрудники - живые люди, и в "межпроектный" период их, конечно, тоже надо чем-то кормить (а они готовы постоянно что-то полезное делать, естественно). Если же их распускать по домам - потом есть риск не собрать, а вместе с ними утратить и уникальные компетенции. Они-то знают каждого из волонтеров; они-то по опыту разных проектов уже хорошо знают, что кому можно поручить, а что кому лучше не поручать. У кого когда есть свободное время. Кто подведет, и кто не подведет. И так далее, до бесконечности. 


Короче говоря - извините за длинный текст - чтобы мои проекты и моя общественная деятельность были эффективны, мне нужно обеспечить постоянное функционирование штаба. Собрать на это дeньги краудфандингом - невозможно. Цена вопроса - 150 тысяч рублей в месяц, из них на 30 тысяч я легко готов подписаться сам. 


Ваши мысли, коллеги?