Хаос и саморазрушение. Саморазрушение и хаос.


О нем говорили, говорят и будут говорить. О нем будут спорить еще много лет, так и не определившись, как к нему относиться: то ли с ненавистью втаптывать в грязь, то ли фанатично боготворить; то ли не находить никаких оправданий, то ли преданно восхищаться. С лихвой проводив девяностые, «Бойцовский клуб» так и остался в памяти тысяч зрителей самой нашумевшей картиной ушедшего десятилетия, а для кого-то просто — главным шедевром мирового кинематографа за всю его историю. В любом случае, «Бойцовский клуб» — самый громкий скандал кино, самая культовая картина своего времени — великий и отвратительный фильм о нашей жизни, целиком и полностью сыгранный на контрастах и крайностях.

Как и очень многие, после просмотра «Бойцовского клуба» я долго не могла составить о нем какое-то конкретное мнение, а потому, увы, оно так и осталось абсолютно неоднозначным. Сразу после просмотра я металась по квартире в ужасе, не понимая что за бред посмотрела и почему сердце бьется с бешеной скоростью (здесь еще свою лепту внесло то, что мой главный страх — боязнь сойти с ума); на следующее утро я стояла перед зеркалом, смотря себе в глаза и с твердой уверенностью говоря — это Великий фильм, потрясающий, гениальный, неповторимый; ближе к обеду я села писать рецензию к нему, сложив все свои ощущения и поделив на два — чтобы эмоций было как можно меньше. Да, я могу сказать о «Бойцовском клубе» многое, и хотя не похвастаюсь логичностью и завершенностью своих мыслей — буду говорить. Говорить столько, сколько хватит мыслей и места на этой странице.

Возможно, скажу глупость, но с этим жестоким и аморальным действом на экране, я сравнила одно из самых лучших и романтичных произведений русской классики — «Герой нашего времени». Не составит труда догадаться, что «герой» в данном случае — рассказчик (чье настоящее имя так и осталось неизвестным), включивший в себя все то, чем наделено современное общество: исключительная привязанность к материальному, зависимость от одежды и вещей, мелочность и трусость, безнадежность и ущербность. В нем все доведено до самых фанатичных крайностей, до самого изощренного восприятия, потому что он — сборище всего, что заключается в наших головах, а там, не будем скрывать, сора куда больше. «А кто же такой Тайлер Дертен?», — спросите вы. Тайлер Дертен — такая же бесспорно существующая, пускай и весьма отделимая часть нашего Героя. Тайлер Дертен — дьявол, точно так же живущий в каждом из нас.

Одни продолжают придерживаться мнения, что философия «Бойцовского клуба» — саморазрушение, другие уверяют, что она-то и опровергается в исходе, третьи убеждены, что у этой картины одна цель — сеять бессмысленный хаос. Признаюсь, рука так и тянется написать «осмысленный», да только грамматика русского языка не позволяет — хаос не имеет смысла, и все тут. Да все ли так просто, как кажется с первого взгляда? Хочется, конечно, сказать «нет, здесь все гораздо глубже, авторы фильма хотели донести до нас иную и очень серьезную мысль», но… нет. Здесь все так, как оно есть — хаос и саморазрушение, саморазрушение и хаос. Более того, до нас не хотели доносить ни того, ни другого — до нас вообще не собирались ничего доносить и смысл этого фильма в том, что мы сами придумываем себе смысл. Ведь было бы глупым выпускать фильм активно пропагандирующий насилие, жестокость и другие не совсем приятные и хорошие (в поп-понимании) вещи — создатели поступили намного мудрее, просто дав волю нашему воображению.

Почему столь нашумевший фильм провалился в прокате США — одной из ведущих стран по потреблению кино? Вопрос актуален и по сей день, а потому высказываю свою точку зрения и на этот счет. «Бойцовский клуб» — своеобразное разрушение американской мечты, так плотно укрепившейся в их сознании. Начнем с того, что он вообще сам по себе разрушение любых идеологий, причем разрушение вполне себе намеренное и жестокое — ведь это не сборная солянка хороших качеств «Форрест Гамп» или патриотичная картинка в стиле «Английского пациента». «Бойцовский клуб» — это искусно сделанное ядовитое блюдо жестокости, цинизма, пошлости и черного юмора, подправленное немаленькой долей сарказма и злой иронии. Это, пускай и искаженная до границ невозможного, но реальность, которая, как и следовало ожидать, американскому зрителю не полюбилась. И знаете еще что, я уверена — Дэвид Финчер знал на что шел.

Написать рецензию о «Бойцовском клубе» и не упомянуть об актерском составе, как и о других «технических» составляющих фильма было бы более чем странно — уж с чем-чем, а с непревзойденностью коллектива создававшего это чудо не поспоришь. Низкий поклон дуэту Нортон-Питт — в их адрес сказано уже немало лестных слов по поводу безупречно сыгранных ролей в «Бойцовском клубе», но я все же добавлю, что только после того, как увидела Брэда в образе персонажа Тайлера — по-настоящему зауважала его. Еще одно приятное открытие для меня — Хелена Бонем Картер: красивая и бесспорно талантливая актриса в интересном амплуа своей не менее интересной героини. Остальные персонажи в фильме были чем-то абсолютно второстепенным и малозначимым — такое в современных картинах бывает, на удивление, редко. Что всегда радует меня, так это заслуживающая внимания техническая сторона картин — потому-то я и люблю современные фильмы: они, простите за сленг, действительно круто сняты. Я отнюдь не про спец эффекты и другие новомодные примочки — элементарная операторская работа, монтажные «фишки» и хороший звук всегда приятны взгляду и слуху, согласитесь? Я, по крайней мере, не могу не обращать внимания на подобные «мелочи», а для фильмов 90-ых годов такое качество и вовсе малохарактерно, что радует еще больше: в «Бойцовском клубе» с этим все в порядке.

Знаю, картина из разряда таких, про которые можно говорить часами, а на следующий день вспомнить что-нибудь из недосказанного и дописать — одним словом, анализировать хочется вечно, а места мало, да и других дел полно. Поэтому, хочу пообещать себе и посоветовать вам: над «Бойцовским клубом» надо думать, но не слишком много, а еще с осознанием того, что нельзя понимать все буквально — ни в картине, ни в словах, ни вообще в жизни. И.. да: глупы те, кто видят в этом фильме только саморазрушение и хаос — здесь и без того есть на что посмотреть.

От оценки воздержусь.

Фильм  на века.. Те кто не смотрел это - жили зря:)