О ШУТКЕ, И НАРДЕ,
И ШАХМАТАХ, И НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ЭТОГО УСЛОВИЯХ
Знай, о сын, что говорят: шутка — вступление ко злу, т. е. шутка предшествует
всякого рода бедам. По ка можешь, остерегайся неразумных шуток, а если уж шутишь — не
делай этого в пьяном виде, ибо получится зло и беда. Стыдись также нехороших шуток и
непристойных слов и в пьяном и в трезвом виде, особенно за нардом и шахматами, потому что
при этих двух занятиях люди бывают раздражительны и шутки плохо переносят.
И много играть в нард и шахматы не привыкай. Если играешь, играй редко и играй
не иначе, как на птицу, или барана, или на угощение, или на какую-либо последнюю безделку. В
долг не играй и на дeньги не играй, ибо играть на дeньги — невоспитанность и азартная игра.
Если умеешь хорошо играть, не играй с тем, кто известен как азартный игрок, а то
и ты станешь известным как игрок. И если играешь, то играй с более известными и почтенными
людьми, чем ты сам.
В нарде и шахматах есть правила приличия. Нужно, чтобы ты первым руками за
шашки не хватался, пусть сначала соперник выберет, что хочет. А если играешь в нард, сначала
дай кости сопернику и в шахматы первую руку дай ему.
А с тюрками, склочниками, слугами, женами и детьми и людьми тяжелого нрава в
долг не играй, а то раздет будешь. Из-за числа очков на костях с соперником не спорь и клятв не
давай, что ты, мол, бросил столько-то очков,— хотя бы уверения твои и были правильны, люди
всё равно решат, что это ложь.
Но источник всякого зла и склоки — шутка, и остерегайся шутить, хотя шутить —
не порок и не грех, потому что даже Пророк шутил.
Была старуха в доме у Аиши. Однажды она спросила у Пророка: «О посланник
Божий, мое лицо — лицо райских жителей или адских?», т. е. «В рай я пойду или в ад?» И
говорят: посланник Божий шутил, но говорил только правду. Пророк ответил старухе в виде
шутки: «В том мире ни одной старухи в раю не будет». Старуха опечалилась и заплакала.
Посланник Божий тогда улыбнулся и сказал: «Не плачь, ведь слова мои не противоречат [твоим
желаниям]. Я сказал правду, что стариков в раю не будет, потому что в день воскресения все
люди встанут из могил молодыми». Старуха утешилась.
Шутить можно, но сквернословить не годится. Потому если и скажешь скверное
слово, то говори реже и когда необходимость будет. И что скажешь, говори своим сверстникам,
если и ответят, беды не будет.
Но всякую остроту говори только соединенной с серьезным словом и остерегайся
сквернословия. Хотя шуток без острословия не бывает, но нужно [знать] предел. Шутка унижает
всякое достоинство. Что бы ты ни сказал, поневоле то же и услышишь, от людей жди того же, что
получают от тебя люди.
Но ни с кем не ссорься, ибо ссориться — не дело для мужей, это дело для жен и
детей. Потому, если случайно поссоришься, не говори всё, что знаешь и что можешь сказать.
Ссорься настолько, чтобы ещё оставалось место для примирения, и не пустословь и не становись
сразу бесстыдным. И из обычаев низких людей самый плохой обычай — пустословие и
бесстыдство и лучший обычай — скромность, ибо скромность — милость Божия, ей ведь никто
не завидует.
И на каждом слове не говори «эй, муж!», ибо всякий, кто говорит «эй, муж» без
основания, мужа лишает его мужественности.
Но пить вино, и шутить, и играть в любовь — это все дела для юношей. Если ты
будешь соблюдать меру в делах, прекраснейшим образом это можно делать, так чтобы люди не
очень корили. Раз уже сказано не сколько слов о питье вина, и шутках, и нарде, и шахматах,
поневоле придется сказать несколько слов и о любви, и объяснении ее, и условиях ее, и
вспомоществование от Аллаха.