Привет!

Как многие знают, последний год мы искали способы сделать покерное обучение простым, удобным, эффективным и стоящим своих дeнeг. Что у нас получилось, расскажем в следующем посте, сейчас давайте поговорим о проблемах текущих моделей обучения, среди которых можно выделить три основных:

  • занятия с личным тренером;
  • просмотр водов, чтение книг и форумов;
  • разбор своей базы в ХМ/ПТ.

Личный тренер

Существуют разные форматы занятий, но у всех есть общая структура:

  1. Тренер смотрит тем или иным образом на игру ученика.
  2. Находит ошибки.
  3. Предлагает пути для их исправления.

В идеальном мире тренер найдет большую часть ошибок и понятным языком передаст знания ученику. Ученик все поймет, разложит полученные знания по полочкам и успешно начнет применять их на практике.

В реальном мире тренер видит только очень маленький срез игры ученика, из-за чего значительная часть ошибок просто не видна. По найденным ошибкам знания почти всегда передаются в устной форме, то есть их нельзя легко сохранить на будущее, объединить с уже сохраненными или проверить у другого тренера.

Как правило, занятия с тренером проходят в пассивной форме: тренер говорит, ученик слушает. В результате объем теоретических знаний немного увеличивается, но применять их на практике получается далеко не всегда.

Как проверить качество тренера? Да, можно посмотреть на график и статы, можно почитать что он пишет на форумах, можно посмотреть его воды. Но все это никак не говорит об умении искать ошибки, передавать знания, поддерживать график занятий и просто разговаривать. Отзывы? Отзывы отвечают на часть вопросов, но как можно быть уверенным что тренер дает полную информацию? Или даже просто соответствующую той игре, что показана на графике?

Стоимость занятий с тренером, как правило, весьма высока. Но как проверить, что заявленная стоимость соответствует возможностям? Как проверить, что заплатив несколько тысяч долларов за 10 занятий будет получен какой-то результат? Здесь могла бы помочь схема с разделением будущего профита, но часто ли вы встречали тренеров согласных на такую схему вместо почасовой оплаты?

Видео, книги, форумы

Просмотр обучающих видео, чтение книг и обсуждение раздач на форумах это не что иное как третий пункт из общей структуры занятий с тренером - “поиск путей исправления ошибок”. Все проблемы - пассивное получение знаний и невозможность контроля качества - остаются и добавляются новые. Ученик должен сам находить ошибки в своей игре, что всегда непросто. Ученик должен сам понять насколько применимы советы из прочитанной книги к его конкретной стратегии, к его лимиту, к его психологическим особенностям.

Самый большой недостаток такого способа обучения - неиндивидуальность. Можно просмотреть десятки видео, прочитать несколько книг, перелопатить множество форумных топиков прежде чем найдется ответ на интересующий вопрос. Неиндивидуальность порождает скуку, скука ведет к остановке обучения.

Анализ базы

Если занятия с тренером и просмотр водов, как правило, проходят пассивно со стороны ученика, то анализ базы требует активной работы. Причем работы весьма непростой, в первую очередь, из-за отсутствия удобных инструментов. Ученик эффективно берет на себя роль тренера:

  1. Разбивает свою базу на смысловые участки.
  2. Каким-то образом понимает, что в каком-то участке он играет плохо.
  3. Каким-то образом придумывает пути исправления плохой игры.

Большой плюс анализа базы в количестве обработанной информации - можно быть уверенным, что подавляющая часть ошибок присутствует среди 100-200 тысяч рук. Большой минус в словах “каким-то образом”. Как понять что здесь у меня ошибка? И как ее исправить? И как понять, что это исправление не приведет к проблемам в других местах?

Существующие инструменты для анализа (HM2/PT4 + Odds Oracle) скорее мешают нежели помогают. Например, для расчета EV чек/рейза в 3бет поте можно описать префлоп-диапазон 3бета как 10%, а можно как ((($1g,$2g):xxyz,($1g,$2g):xxyy,$0g):50%,AA$ss,KK$ds,QQ$ds,RROO,$R$R$R$ds,A$R$M$M$ss). В обоих случаях число комбинаций одинаковое, но разница в EV чек/рейза будет огромной. Какая часть игроков использует первую форму записи в сравнении со второй? Какая часть игроков вообще не делает подобных расчетов даже для простых ситуаций?

Как учиться?

Разумеется, есть очень хорошие тренеры, есть очень хорошие авторы водов и есть игроки, умеющие очень хорошо анализировать свои базы. Тем не менее, для большинства игроков процесс обучения доставляет одни неудобства и не приносит большой пользы.

Какими свойствами должен обладать хороший метод обучения покеру?

  • анализируется большой срез игры ученика;
  • находятся индивидуальные ошибки;
  • ученик выполняет активную работу с помощью удобных инструментов;
  • знания сохраняются в удобной форме;
  • есть понятная оценка качества и прогресса.

Мы поняли как должно выглядеть обучение со стороны ученика, но есть и другая сторона в процессе — тренеры.

Как учить?

Быть тренером непросто. Значительная часть хороших игроков просто не обладает нужными качествами для эффективной передачи знаний. Процесс занятий редко доставляет удовольствие (в отличие от хорошо сыгранной сессии). Необходимость синхронного общения с учениками создает дополнительные ограничения, если не хочется играть - можно не играть, но если не хочется сегодня вести занятие - надо сначала договориться с учеником.

Хорошие игроки обладают большой и очень ценной базой знаний. Какая-то часть хороших игроков сможет реализовать часть эквити этой базы взяв нескольких учеников. Но сколько учеников можно обучить? Сколько занятий можно вести одновременно? Сделать большой месячный профит тренировками крайне сложно.

Хороший игрок может написать книгу. Хорошая книга может принести много дeнeг - игрок продает не свое время, а свои знания. Но много ли есть хороших книг написанных хорошими игроками? Три? Четыре? Десять? Очевидно, такой способ продажи своих знаний подходит еще меньшему числу игроков.

В идеальном мире объективно хороший игрок, держа в голове все накопленные им знания и большой срез игры ученика, пишет условную “книгу” с системным описанием найденных ошибок. Для каждой ошибки ученик выполняет набор заданий, пользуясь при необходимости удобными инструментами анализа. Выполненные задания и сыгранные учеником руки автоматически оцениваются, показывая прогресс в обучении. Знания полученные учеником хранятся в удобной форме и автоматически видны в релевантных ситуациях. Весь процесс имеет понятную и справедливую цену вместе с понятным ожиданием.

Реальность не так далека от идеала. После года проб и ошибок мы готовы показать вам что у нас получилось. Об этом в следующем посте.