Всем мы, когда стараемся эксплуатировать своих оппонентов, хотим, чтобы наша игра оставалась для них как можно более неэксплуатируемой. В этой статье мы по говорим о всем известной игре Камень, ножницы, бумага, и расскажем о том, какие выводы можно сделать из нее, чтобы улучшить свою игру в покер.

Одно из моих любимых воспоминаний из жизни в Лас-Вегасе почти не имеет ничего общего с покером. Мы играли в командные игры в одном пабе и приближались к общегородскому финалу. Всего за три денежных приза боролись одиннадцать команд, и даже после дополнительного матча мы все еще боролись с другой командой за третье место. Ведущий объявил, что победитель будет определен в игре камень, ножницы, бумага.

Вы знаете эту игру. На счет три оба игрока одновременно выбирают между камнем (кулак), ножницами (два пальца) или бумагой (рука). Камень бьет ножницы, ножницы бьют бумагу, бумага бьет камень.

Недавно я прочитал про небольшое исследование этой игры, так как, на мой взгляд, её стратегия глубоко связана со стратегией покера. Один из самых главных фактов это то, что неопытные игроки, как правило, в первую очередь выбирают камень. Эта тенденция особенно заметна среди мужчин. (Возможно, они, как и Барт Симпсон, наивно полагают, что «Ничто не бьет камень»).

Когда один участник нашей команды пошел в переднюю часть зала для участия в игре, я прошептал ему «начинай с бумаги». Он так и сделал. Игрок из другой команды начал с камня. И благодаря этому стереотипу, мы выиграли дeньги.

Теперь вернемся к исследованию. В исследовании человек играл против компьютера, и по итогу получились следующие результаты:

  • Человек выбирал камень чаще, чем бумагу или ножницы.
  • После победы, игроки, как правило, выбирали то же самое и в следующем раунде.
  • После проигрыша, игроки, как правило, изменяли свой выбор в первую очередь в пользу того, что бьет то, чему они проиграли. Например, после того, как они проигрывали с камнем бумаге, они выбирали ножницы, которые бьют бумагу.
  • После ничьи (когда оба игрока выбирали одно и то же), игроки, как правило, снова выбирали то, что могло бы выиграть в этой ничье. Например, если они сыграли вничью камень-камень, они выбирали бумагу, которая бьет камень.

С точки зрения человеческой психологии это имеет смысл. После того, как мы испытываем  чувство поражения, мы не хотим, чтобы оно повторилось, поэтому делаем другой выбор. Когда у нас есть только два других варианта, конечно же, мы выбираем тот, с которым мы бы выиграли, если бы сыграли так в предыдущем раунде. Это также похоже на то, будто мы исправляем свою ошибку.

Как в случае с проигрышем, так и с ничьей выбор того, с чем мы бы могли выиграть, является успокоением психологической боли. Игрок, который сожалеет о том, что не выиграл, думает так: «Если бы я выбрал ножницы вместо этого, я бы выиграл». И, конечно же, логично, что потом он выбирает ножницы. Он ощущает необходимость исправить ошибку - сделать более правильный выбор на этот раз, по сравнению с тем, который оказался неправильным до этого.

Основной вывод здесь следующий: Когда люди выигрывают, они обычно продолжают делать то же самое, но когда они проигрывают, они будут стараться пробовать что-то другое. Как вы уже поняли, это имеет прямое отношение к покеру.

Легко представить конкретные примеры «выигрышных» формул в покере. Предположим, что вы новичок и коллируете префлоп рейз с 6Пики5Бубны, выходит флоп 3Крести4Пики7Червы, и вы забираете стек парня, который открывался с семерками и поймал сет на флопе.

В следующий раз, когда вам зайдет 65, вспомните ли вы тот большой выигрыш? Конечно же, да. Разыграете ли вы их так же? Скорее всего, да, если только вы не крайне дисциплинированный игрок.

И, наоборот, сожаления заставляют нас изменять свои решения.

Представим, что вы на флопе с флаш-дро, но фолдите на ставку. Возможно потому, что знаете, что игрок, который ставит, не оплатит вам руку, если вы соберете флаш, и у вас нет имплайд оддсов. Или, возможно, что был бет и рейз, и вы обеспокоены тем, что можете проиграть флашу старше. В общем, вы сбрасываетесь, раздача продолжается без вас, приходит третья карта вашей масти, и когда игроки показывают свои руки, вы понимаете, что выиграли бы, если бы не сфолдили. И вы начинаете корить себя, не так ли? Естественным следствием этого сожаления становится то, что в следующий раз в подобной ситуации вы будете тянуть свои дрова.

Наша психология работает так же и в более широком смысле. Возьмем, к примеру, общий подход к выбору тайтовой или лузовой префлоп стратегии. Все мы видели как парень, играющий любые две, получает годмод и выигрывает, выигрывает, выигрывает, за чем, конечно же, следует почти неизбежный проигрыш. Он придерживается той стратегии, которую считает выигрышной, пока у него не заканчиваются фишки.

И, наоборот, игрок, который придерживался тайтовой стратегии и постоянно терпел неудачи, скорее всего, изменит свой подход, и станет играть лузовее. Это, как правило, всегда будет проигрышным решением, но вполне понятным. Мы почти на автомате думаем так: «То, что я делаю, не работает, значит я должен делать что-то другое».

Зная эту психологическую ловушку, у вас есть две основные задачи:

1. Признать, что вы сами так делаете, и активно бороться с этой привычкой.

Это мышление, ориентированное на результат во всей его красе, и оно мешает вам принимать хорошие решения в покере.

2. Понять, что другие тоже так делают, и беспощадно эксплуатировать их.

Часто можно услышать от игроков что-то вроде: «Блин, я выбросил J7. Если бы я не сфолдил, я бы флопнул трипс семерок и выиграл». Возможно, он этого и не осознает, но в следующий раз он будет играть J7 или любую другую руку с семеркой. С другой стороны, когда вы видите, что игрок поймал стрейт-дро и выиграл большой банк, вы можете быть уверены, что в следующий раз он обязательно будет тащить стрейт-дро.

Кстати,  вот на этом сайте вы можете поиграть в Камень, ножницы, бумага против компьютера. Выберите уровень «veteran», и ощутите, какого это, когда машина использует ваши слабые стороны, так как она всегда будет на шаг впереди вас. Кроме того, это также и стратегическое упражнение, потому что для того, чтобы победить компьютер, вы должны понять, какие паттерны вашей игры он эксплуатирует в первую очередь, и не оправдывать его ожидания. Это гораздо, гораздо сложнее, чем вы думаете, пока не попробуете это сами.