Тема тренеров и их способности (и необходимости) оказывать образовательные услуги поднималась не один раз. На TwoPlusTwo в очередной раз решили пнуть упавшего коня, но на этот раз автор дискуссии вопрошал о конкретном тренере, что в конце концов вылилось в полноценное обсуждение.

Принимая во внимание мысли зарубежных покеристов и общие рассуждения автора этого материала, попробуем выяснить, насколько тренеры полезны и необходимы.

Не бьёт — значит тренирует?

В последнее время в сообществе как нашем, так и зарубежном, не раз можно было наблюдать фразу, что некий игрок «тренирует, потому что уже не бьёт поле». В большинстве случаев подобные утверждения были голословны, и мало кто пытался раскопать реальный винрейт тренеров.

Можно предположить, что наиболее грозные возгласы из этого лагеря летят от тех гремлинов, которые всеми силами борются против «усиления поля». Такая проблема действительно существует, но всё-таки сложно предположить, что кто-то всерьёз будет портить репутацию тренерам по этой причине. 

Если просмотреть тренеров, имеющих подавляющее большинство положительных отзывов, то можно наблюдать занятную картину: поле они бьют, но час их времени может стоить крайне дорого. 

У скептиков, которые сомневаются в навыках вышеописанных тренеров, может возникнуть вопрос: а зачем тренировать даже за такие суммы (предположим, час тренера = $/hr или EV$/hr)? Дело в том, что тренерство – это бездисперсионное занятие, являющееся к тому же положительным (в плане эмоций) опытом. Обучение кого-то – это интересно, а тут ещё и прибыль. Особого вреда себе тренеры также не наносят – зачастую их ученики играют лимиты ниже, либо даже научив игрока своего лимита чему-то, ты всё равно остаёшься впереди него. 

Мне кажется, это достаточные аргументы, чтобы отбросить клич «не бьёт, значит тренирует».

Умение играть и умение тренировать — не одно и то же

«С любым тренером вам всё равно необходимо научиться умению анализировать те стратегии, которые он вам предлагает. Даже хорошие игроки могут предложить вам стратегии, которые на практике оказываются не очень хорошими».

Этот комментарий с TwoPlusTwo очень точно подметил одну важную деталь – умение играть и умение учить не очень-то и связаны. Андрюша может быть королем NL5000, но донести релевантную информацию для регуляра NL100 для него может быть гигантской сложностью. Просто потому, что не обладает необходимыми навыками общения, терпения или чего-либо ещё, что является важной составляющей персоналии тренера.

Все люди разные, а совмещать навыки из разных областей (одновременно и учить уметь, и играть уметь) могут не все. Что тут уж и говорить, если плюсовать на высоких лимитах – это тяжеленная задача. А добавьте в это уравнение ещё одно переменную и получите что-то невообразимое.

Усиление поля

В самом первом пункте мы затронули проблему усиления поля в шуточном тоне. Пожалуй, этот момент стоит кратко рассмотреть. Для начала стоит сказать, что наличие тренеров – это неизбежность. В любой сфере жизни есть консультанты и тренеры, в современном мире необходимы только дeньги, чтобы получить тренера в совершенно любом занятии. Это, впрочем, не гарантирует результатов. В спорте необходимы хорошие гены, а в покере и других занятиях вы должны уметь учиться и просто обладать хорошим интеллектом. 

Но даже если мы решим, что поле усиляется от каждой тренировки, то это мало скажется на общих тенденциях развития поля просто потому, что скорость этого процесса уже давно крайне высока, и тренеры вкладывают (на данном этапе) в этот костёр не так уж много дровишек.

Структура и дисциплина

Ещё с бородатых времён функция учителей заключалась не только в том, чтобы предоставить малодоступный материал, но и в том, чтобы заставить учеников этот материал выучить. Методы дисциплинирования во все времена были разными: когда-то палкой били нерадивых учеников, а сейчас в школах ставят двойки и вызывают родителей.

И хотя подобное тяжело представить в реалиях покерной сферы (учитывая, что тут все взрослые люди), покерные тренеры всё равно, волей-неволей, берут на себя эту функцию.

Когда человек платит дeньги, то он, даже будучи последним лентяем, начинает внимательно относиться к получаемым знаниям. Он понимает, что заплатив, он имеет право и на дополнительные разъяснения. Таким образом, те проблемы, которые возникают во время индивидуального просмотра материала, исчезают. 

Тренер, таким образом, не только даёт материал и помогает в изучении теоретических концепций (в современном мире это возможно и без тренера – обилие обучающих сайтов и книг, имеющих актуальную информацию, велико), но и заставляет вас над этим работать.

Этот аспект довольно часто опускают в обсуждении тренеров, но, на мой взгляд, он является одним из самых важных, если даже не сказать, важнейшим.