Представляем вашему вниманию пepевoд записи из журнала Терренса Чана, который работал вместе с небезызвестными PokerStars ещё в стародавние времена. Эта запись, опубликованная в 2006 году, выглядит особенно интересно на фоне недавней сделки Amaya и Rational Group.

«Мало кого удивил тот факт, что как только PartyPoker закрыл свои двери для американского рынка, PokerStars ворвались на первую строчку среди покерных сайтов (основываясь на данных PokerSiteScout). Меня часто спрашивали по поводу моих прошлых отношений с PokerStars, поэтому я решил рассказать вам об этом».

Судьбоносное письмо

В конце 2000 года из ниоткуда я получил электронное письмо, которое состояло примерно из двух предложений. Что-то типа:

«Терренс, У меня есть идея, которую я бы хотел с вами обсудить. Вы не могли бы позвонить мне по номеру…»

На тот момент я был удивлен подобным криптографическим посланием. Поэтому я решил загуглить личность человека, отправившего мне это письмо. Я знаю, что этот человек любит сохранять свою идентичность анонимной, поэтому я не стану публиковать его имя. Я видел, что этот человек вошёл в дeньги на WSOP, но большая часть его достижений имела дело с компьютерами. Я позвонил по указанному номеру. Во время разговора этот человек сообщил мне, что он – бизнесмен, заинтересованный в создании онлайн покерного сайта. На тот момент времени интернет-покер состоял из Paradise, Planet и парочки меньших сайтов, большинство из которых сегодня и не существует.

В любом случае, во время разговора он сообщил, что под его рукой находится превосходная команда программистов, хорошая бизнес-модель, но у него в наличии было всего лишь несколько человек, реально игравших в покер. Для него это было всего лишь хобби; игру он понимал хорошо, но не жил ею. С другой стороны, я был в покере несколько лет, всасывая в себя всю возможную информацию, и был крайне заинтересован в изучении всего, что касалось игры. Думаю, именно через мою активность на форумах этот человек и нашёл меня. Он объяснил, что ему нужны люди, способные объяснить, какими характеристики должен обладать покерный клиент, как должен продвигаться сайт и тому подобные вещи.

Начало работы над покерным сайтом

Я согласился стать членом команды в качестве консультанта, занятого над проектом лишь частично. Я никогда не забуду одну цитату из письма, пришедшего мне. В ней говорилось: «Нет никаких причин, по которым мы не могли бы достичь и обогнать уровень Paradise, имея хороший софт и поддержку».

В конце 2000 года подобное заявление было смешным. Paradise на тот момент был не просто самым большим игроком на рынке, он, по сути, являлся рынком! Черт побери, там ведь собиралось под три тысячи человек в некоторые вечера! Три чертовых тысячи! Как наш стартап собирался достигнуть подобных чисел? На тот момент я был бы счастлив достичь подобного уровня. Проект выглядел достаточно интересным, значительно более интересным, чем лекции в университете.

Появление названия PokerStars

Большую часть 2001 года покерные гики и программисты разговаривали друг с другом, направляемые боссом. Мы говорили о проблемах больших покерных комнат, нужно ли предлагать NL/PL или только лимитные игры (некоторым новичкам будет удивительно узнать, что раньше наиболее популярной версией покера являлись лимитные игры, а не безлимитные, как сейчас). Мы разговаривали о небольших вещай, например, должна ли кнопка говорить «рейзить 10$» или «рейзить до 10$» (я был адвокатом последнего).

Где-то в июле 2001 года мы думали над тем, как назвать сайт. Художник проекта предлагал различные темы (некоторые были забавны, жаль, что нет скриншотов). В конце концов кто-то предложил Poker Stars, так сайт и окрестили. В июле и августе, я забил на подготовку к летним экзаменам, чтобы писать для сайта. Некоторые страницы до сих пор остаются, в целом, моей работой. Я также стандартизировал PokerStars (в противовес PokerStars; то есть одно слово вместо двух).

Анонс игры на плей-мани в 2001 году

Запуск PokerStars дал подъём одному из моих «ох, блин» моментов в Интернете. Сентябрьским вечером я получил электронное письмо от босса, попросившего меня сделать анонс на RGP, мол, мы открываемся для игры на плей-мани на следующий день. На неделе до этого мы проводили небольшие турниры по приглашениям, чтобы протестировать комнату на баги. Теперь же мы были готовы к открытой плей-мани бете. 10 сентября 2001 года я написал анонс, сохранил его на свой компьютер и отправился спать. На следующее утро я просто нажал отправить, не читая ничего другого, и уже только потом обновил страницу. Так я и узнал о том, что произошла террористическая атака. Да уж, чувствовал себя я фигово: черт его знает, сколько народу умерло в тот день в Нью-Йорке, а я тут пишу о покерном сайте. На удивление, меня за это почти не гнобили, похоже, люди были слишком шокированы, чтобы флеймить меня. 

Лобби в 2001 году

Несмотря на несвоевременный дебют, старзы довольно-таки быстро стали любимцем RGP (2+2 на тот момент был не слишком большим форумов, а pocketfives вообще не существовали). Люди полюбили программное обеспечение сразу же. Им понравилось, что вы могли регулярно играть МТТ вместо простых sit-n-go (в то время и термина-то такого не было; тогда Paradise называли современные sng «турнирами»). Больше всего пользователем нравилась оптимизация софта, и ведь это была лишь только бета-стадия!

Появление игры на дeньги на PokerStars

Игра на дeньги началась лишь в 2002 году. Мы продолжали выстраивать свой небольшой культ последователей, основываясь на том, что пользователи рассказывали друг другу, почти не тратясь на рекламу. Тогда же был нанят Стив Морроу в качестве менеджера покерной комнаты. Техническая поддержка «аутсорсилась» колл-центру в Торонто, которым занимался мой босс и его сын. Колл-центр не имел опыта работы с покерными проблемами, лишь некоторый опыт в обслуживании проблем казино. По сути, Стив обрабатывал всю почту, которая имела отношение к покеру, поэтому «менеджер покерной комнаты» означало лишь «понтовый парень из поддержки».

Мой босс тогда спросил меня, хотел бы я получить полноценную работу в качестве настоящей покерной поддержки. Тогда я заканчивал третий год в университете. Я ненавидел учебу с особой страстью, но был связан желанием моих родителей быть хорошим азиатским ребенком (то есть получить диплом). В итоге я отказался от предложения, а старзы продолжили расти. Весной 2002 года я получаю повторное предложение о работе, и на тот момент мне оставалось всего лишь два семестра до получения диплома. Я согласился на неполный рабочий день из своего дома, заканчивая обучение. По плану я должен был переместиться в Торонто, чтобы работать с персоналом полный рабочий день.

Переезд на Коста-Рику

Менее, чем через месяц, план изменился. Боссу не нравилось, как дела обстояли в Торонто, и он захотел перейти на полностью внутреннюю техническую поддержку. Поэтому место работы переместилось из Торонто на Коста-Рику! Эмм, а где это вообще находится? Я порыскал по Интернету и обнаружил, что Коста-Рика является неплохим местечком, где проживает множество канадцев и американцев, поэтому я снова согласился. 24 сентября 2002 года я начал полноценно работать на Коста-Рике.

Нас было четверо: мой босс, его сын, Стив и я. Мы наняли ещё семь человек в поддержку: шестеро коста-риканцев и американца. Лишь американец знал хоть что-то о покере. Поэтому первые две недели я просто учил их покеру, объяснял, чем стрит отличается от флеша, а турнир от кэш-игры. Мне всегда казалось важным дать им знания касательно покера. Если вы знакомы с покером, вы знаете, чего хотят игроки, и почему они хотят этого.

Победа Криса Манимайкера

До августа 2003 года PokerStars потихоньку росли, пока Крис Манимейкер собственноручно не изменил мир покера навсегда. После его победы на главном событии WSOP покер стал настоящей бомбой. Чуть позже в этом году я получил более красивый рабочий титул, а также взял в свои руки управление всеми операциями, касавшимися технической поддержки. Но продержал я этот титул меньше года.

В августе 2004 года я получил письмо от четырех друзей, которых давно не видел. Трое из них были ребятами, которые играли со мной в 0.50/1.00 PL в домашних играх в Ванкувере. Все четверо были профессионалами онлайна, частью первого поколения тех, кто гриндил больше 4 столов. Они писали, что находятся на Коста-Рике, и хотели бы меня повидать. Когда они гостили, я задумался над тем, почему я не занимаюсь тем, чем занимаются они. Они жили совершенно беззаботной жизнью, могли в любой момент время отправиться путешествовать, не задумавшись ни на секунду. Тогда я подумал, что можно поднимать и по 1000$ в день, и вот передо мной были четыре доказательства. Я глянул в свой покертрекер, в свою специальную таблицу и банковский аккаунт. И только тогда я осознал то, что должен был осознать месяцами раньше, нужно быть идиотом, чтобы не уйти из компании, отправившись гриндить.

Отправляюсь в свободное плаванье!

Поэтому я покинул PokerStars в конце 2004 года, и вся организация технической поддержки была переформирована с приходом Скотта Байрона на мой пост. Оставшиеся из лучших получили повышение до менеджеров среднего звена. Нынешний саппорт во много раз больше того, что было в моё время. Когда я нахожусь на Коста-Рике, то всегда заглядываю в офис. Уверен, что в следующую мою поездку там будет ещё больше людей.

С течением времени почтовые сообщения от других покерных сайтов с предложениями работы прекратили приходить. Они радовали моё эго, но были совершенно бессмысленными. Когда я работал на PokerStars, мысль о том, чтобы покинуть их ради кого-то другого, не приходила мне в голову. Моя жизнь изменилась. Я побил игру в онлайне, а нынешние заработки позволяют мне делать хорошие планы на будущее. Эта свобода является реальной вещью. Я иду спать и встаю, когда хочу. Я занимаюсь в спортивном зале, ем лучше, чаще вижу друзей, путешествую, когда хочу. Ныне я всегда могу освободить время для каких-либо занятий».