Девушка Алла в задумчивости крутила в руках айфон. "Нет, не понимаю. Зачем вам это? Грязь, комары, палатки... Кошмар! А сколько дeнeг вбухано в эти машины? Можно было вместо этого бла-бла-бла..." Ее парень и мой хороший друг молчал. Было видно, что он взволнован. Еще бы! Он единственный из 12 парней ни разу не спал в спальнике и не ездил на машине дальше своей дачи. Я тоже молчал. Молчал и улыбался. Мысленно я был уже там, где воздух и сосны, где нет смога, а из карманов джинсов без лейбла не торчат айфоны. Сколько сил и времени вложено в эту поездку! И все ради 12 дней, а потом опять год ждать.

12 парней, 4 внедорожника, все продумано, все подготовлено. Мы не можем позволить себе ни малейшего просчета, слишком долго ждали этой поездки. Старт! Едем на онежский полуостров, меняемся каждые два часа. Нужно проехать 1100 километров за один заход. Наша цель - автономная деревня Пурнема, Богом забытая на берегу Белого моря, на самом носу мыса Глубоий, где самый маленький отлив на всем побережье. Проехать будет не просто. 40 километров по лесовозному грейдеру, а потом 2 через лес, где дороги нет совсем. Есть то, по чему ездили лесовозные Уралы 20 лет назад. 

К решающему штурму решаем подойти ответственно, разбиваем лагерь на живописном озере неподалеку от лесовозного грейдера.

WYSIWYG:98519_1690689_1690690.JPG


На штурм решено ехать утром. Тут же обнаруживается первая поломка: у одного Форанера перетерся шланг гидроусилителя. Именной к такой поломке мы были не готовы, пришлось импровизировать - шланг был позаимствован у газовой плитки.

WYSIWYG:98519_1690782_1690783.jpg


Утро, на старт! Через блок-пост выруливаем на лесовозку. Сторожа, узнав где именно мы собираемся проехать, пропускают бесплатно, желая удачи - "она вам точно понадобится там". Что ж, мы знали, на что идем. Грейдер не самая приятная дорога. Трясет, из-за пыли от впереди идущего ничего не видно. Едем в шахматном порядке, по рации предупреждаем друг друга о поворотах и ямах. Наконец, добираемся до въезда в тот самый лес, и в первой же луже я крепко сажусь в глину. Мда, обнадеживающее начало.

WYSIWYG:98519_1690701_1690702.JPG


Но дальше! Эта лужа просто ничто, просто легкий намек на то, что из себя представляет дорога дальше. 

WYSIWYG:98519_1690710_1690711.jpg

WYSIWYG:98519_1690712_1690713.JPGWYSIWYG:98519_1690714_1690715.JPGWYSIWYG:98519_1690718_1690719.JPG


Ну что же, значит будем рубиться! Травим давление в шинах до 1 атмосферы, чтобы увеличить пятно контакта с грунтом, выдаем штурманам болотные сапоги с рациями и вперед.

WYSIWYG:98519_1690726_1690727.JPGWYSIWYG:98519_1690728_1690729.JPG


Один экипаж решает штурмом взять болото - неудачно. Трехтонная машина ложится на раму, колеса на 70 сантиметров под землей, да еще и застревает между основаниями двух деревьев. Бензопила, настил, лебедка и полчаса драгоценного времени. Такая дорога ошибок не прощает.

WYSIWYG:98519_1690734_1690735.JPGWYSIWYG:98519_1690736_1690737.JPG


Наконец впереди показался просвет. Позади 2 километра бездорожья и 6 часов рубки! В ушах все еще звенят троса лебедок, визжит бензопила и трещат трухлявые пни под колесами. Трудно описать это ощущение - ощущение смертельной усталости с чувством глубочайшей удовлетворенности и гордости. Мы это сделали! Мы доехали туда, куда местные ездят только зимой по замерзшим болотам, а в остальное время летают на кукурузнике по субботам. Туда, где нет даже центрального электричества - вся деревня питается от огромного дизельного генератора, солярку к которому привозят зимой в цистернах на сезон. Трудно описать выражение лиц местных, когда наша колонна выехала из лесу )

WYSIWYG:98519_1690738_1690739.jpgWYSIWYG:98519_1690740_1690741.jpg


Но это еще не наша цель. наша цель - морской берег на самом мысу, где нет ни души. Когда мы планировали маршрут, мы ориентировались только по картам, поэтому все слегка переживали - никто не знал, какая стоянка нас ожидает. Но мы не ошиблись.

WYSIWYG:98519_1690748_1690749.JPGWYSIWYG:98519_1690750_1690751.JPGWYSIWYG:98519_1690754_1690755.jpg

WYSIWYG:98519_1690786_1690787.jpg

 

На радостях мы построили ворота прямо на берегу и весь следующий день играли в футбол и ели камбалу )

WYSIWYG:98519_1690756_1690757.jpgWYSIWYG:98519_1690758_1690759.jpg


Это были прекрасные три дня! Перед нашим отъездом председатель деревни даже пожертвовал в нашу честь колхозным теленком, и в ночь перед новой долгой дорогой, начало которой лежало через тот самый лес,  мы сидели у костра, пили пиво и наслаждались сочными стейками средней прожарки )

Обратно было попроще. Лес подсох, мы уже неплохо знали самые сложные участки и возможные места объезда, благодаря чему прорвались через лес за три часа вместо шести. Дальше наш путь лежал на Юг, на живописное озеро Горское. Чтобы сократить путь по трассе, переправились на пароме через Северную Двину.

WYSIWYG:98519_1690778_1690779.jpg


На подъезде к озеру тоже не обошлось без грязи, куда же без нее )

WYSIWYG:98519_1690804_1690805.jpg


Зато дальше - красота и уединенность.

WYSIWYG:98519_1690806_1690807.jpgWYSIWYG:98519_1690808_1690809.jpgWYSIWYG:98519_1690810_1690811.jpg


Это были еще несколько великолепных дней, с солнцем, сосновым воздухом, теплой чистейшей водой в озере и 20-ю ящиками пива (которого, впрочем, все равно не хватило) )) Всего несколько десятков часов в компании 12 замечательных друзей, которые понимают друг друга с полу взгляда. В грязном камуфляже, с глупой улыбкой на лице и ощущением полного счастья и гармонии с миром )

-------------------------------------------------------------------------------

Сейчас, привычно сидя за ноутом, в джинсах с лейблом, серьезными дядьками в планировщике деловых встреч, под грузом ежедневной рутины мне очень не хватает этих светлых дней, этих довольных парней в камуфляже, этой родной русской земли - дороги категории шесть - "Лес повален, но не убран"...