НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЦЕМ МАКСИМОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЦА МАКСИМА ЕВГЕНЬЕВИЧА

Окончание интервью. Мне кажеться это была плохая идея выкладывать его кусками, да ещё и смешивать с ламмерскими картинками московского двора :)

(Макс Кац): Итак, следующий вопрос. В России мэры городов и губернаторы регионов не избираются. Люди не выбирают их, они назначаются президентом. Да, это немного необычно слышать всему остальному миру, но наша демократия находится только на начальном этапе развития. Итак, проблема, с которой сталкиваются эти люди, касается того, если такой человек хочет что-то изменить, то люди начинают говорить: кто он вообще такой и почему он нам указывает, где мы должны ставить машины, а где нет? И вопрос такой: нужно ли использовать какую-то консультацию со стороны общества, публичные слушания или еще какие-то мероприятия, чтобы узнать мнение общественности? Каким-то способом  узнать отношение людей к этим изменениям? Может, Вы знакомы с такой практикой в разных странах?

(Ян Гейл): Да, я знаю много стран, где мэры городов назначаются королем или султаном, ну, или президентом, как в этом случае. И многие из них становятся отличными мэрами, потому что если президент хороший, то он сможет выбрать хорошего человека.

(Макс): Да, это именно так, как происходит здесь.

(Ян): И снова я говорю, что самое главное, на мой взгляд, - это информация. Нельзя проводить публичных консультаций, не располагая информацией. Вы должны показать народу, что есть вот эти определенные варианты решения этой проблемы. И этот город выбрал вот такое решение, но есть еще такое, такое и такое… Потому что если люди не знают о других вариантах решения проблемы, то они ничего не могут ответить вам по сути. Вот почему идея очень важна. Очень важно, чтобы была информация, книги на эту тему и документальные сериалы по ТВ о самых лучших городах мира. И люди будут смотреть их и говорить: «Вот это да! Может, и у нас так будет». Отсюда люди начнут понимать, что все это дается не по воле Небес, а это то, что было создано своими собственными руками.

(Макс): Да, люди в России думают, что все происходит именно так, как должно быть. Я говорю о наших ужасных городах. Это же не Европа. У нас плохие города, но что же мы можем с этим поделать?!

(Ян): И как, тебе нравится это?

(Макс): Нет. Поэтому я и хочу что-то поменять.

(Ян): А в этом вопросе как раз и нужна альтернатива, иначе все будут думать, что этот способ – единственно возможный, как все и должно быть. Что именно так предопределил Господь, и мы не можем вмешиваться в ход процесса. Мы можем построить еще дороги, чтобы количество транспорта увеличилось еще. И так далее… Вот именно поэтому я думаю, что информация, выставки, телевидение, большой список стран и разных мест, которые вы посетили и где вы видели, что, к примеру, в Сиднее и Барселоне это сделано вот так, а потом приезжаете в Москву и показываете эти видеозаписи там… Все это очень важно в процессе постепенного поднятия планки качества и стандартов.

(Макс): Ага, понятно. Большинство вопросов здесь…

(Ян): … И мне тоже очень интересно наблюдать за тем, как одна за другой бывшие социалистические страны сегодня уже находятся в процессе получения информации, потому что все связано с тем, что в Восточной Европе опубликовывают то, что происходило за последние 3-4 года. Страны как будто соревнуются друг с другом. И мы хотим, чтобы это было так. Я даже даю им свои рукописи и фотографии бесплатно, если только они захотят иметь их, чтобы они были использованы в целях обучения и ознакомления.

(Макс): Ясно. На самом деле большинство вопросов в блоге связано с одной вещью.

(Ян): Я даже не удивлен :)

(Макс): Говоря общими словами, это о том, как объяснить обычным людям на простом языке, что они могут как-то повлиять на данную ситуацию. Потому что большинство в России не верят в это. Когда к власти приходит новый мэр и пытается что-то сделать, народ просто начинает говорить: «Ну, вот… Пришел еще один такой же, изображает какую-то деятельность, только чтобы побольше украсть. Но ничего не изменится, мы же в России живем»... 

Хорошо, давайте перейдем к моим вопросам. В Москве поменялся год назад мэр. До него был другой, который был у власти в течение 15 лет, его звали Юрий Лужков, он занимал этот пост с начала 1990-х. Он в неспокойные времена помогал сохранять спокойствие в городе. В этой своей деятельности он был очень важной фигурой, чего нельзя сказать о его делах на посту мэра. Он особо ничего не делал для перестройки города, только распоряжался сооружать огромные магистрали, которые не были доведены до конца, а также высотные здания, не продумав вопрос парковок. Так, при большой офисной застройке вокруг зданий должно было разместиться 20 000 автомобилей, а на самом деле места хватало только 1500. И вот теперь никто не знает, что с этим делать, потому что машины просто повсюду. Но год назад президент, который теперь сам назначает глав городов, поменял его на другого мэра. И теперь очень многое начинает меняться в Москве. Одна из самых быстрых перемен нового мэра – тротуары. Раньше их делали тоже из асфальта, как и обычные дороги. А он распорядился, чтобы вместо асфальта делали покрытие из тротуарной плитки. И горожане начали говорить: зачем он это делает, это плохая затея. Асфальт и так нормальным был. И я хочу Вас спросить, что лучше: асфальт или плитка? И вообще, может это и неважно?

(Ян): Я думаю это очень важно. Представьте свой дом. Вы ж никогда не будете класть асфальт внутри комнат. Вы постараетесь подобрать материал получше. Так же и с тротуаром. Когда вы идете по нему, вы гуляете, передвигаясь довольно медленно, поворачиваете голову, смотрите по сторонам. И в старых городах место для прогулок всегда было сделано очень красиво, уделяя внимание мельчайшим деталям. И я думаю, что это один из способов показать, что пешеходы важны так же, как и автомобили. Автомобили могут без проблем ехать и по асфальту, у них же нет глаз, но у людей есть глаза и ноги, они могут наслаждаться хорошим качеством. На самом деле это сигнал, что о пешеходах заботятся, улучшают условия для них. В Мельбурне вообще переделали только все очень старые тротуары и положили новые гранитные, шириной 8 м, по всему городу. Потому что они говорят, что хотят приглашать в свой город людей, туристов, которые могли бы гулять по нему столько, сколько захотят. Люди должны видеть, что здесь они желанные гости.

(Макс): Да, как раз об этом я хочу сказать людям, когда участвую в дискуссиях. Но со мной не соглашаются, говорят, что власти просто хотят украсть побольше дeнeг. Это оттого, что в России уровень коррупции очень высок. Это действительно проблема, и народ начинает просто думать, что все, что бы ни делало правительство, направлено на то, чтобы украсть их дeньги. Если правительство запускает программу по укладке плитки вместо асфальта, все говорят: нет, оставьте асфальт, потому что мы не хотим платить больше.

(Ян): говорят, что дядя мэра, наверное, держит свой плиточный заводик?

(Макс): Угадали! Или у его жены есть такая фабрика. И это не так.

(Ян): И когда начинаешь говорить им о лучшем качестве, такое чувство, что их вообще это мало интересует. На самом деле мне очень хотелось бы приехать в Россию и прочитать несколько лекций. Я читал лекции по всему миру: в Австралии, Новой Зеландии, Индии, Японии, Сингапуре, Северной и Южной Америке и по всей Европе. Они были о качестве городов, о создании города для людей. И все воспринимали их с огромным интересом. Мне бы хотелось, чтобы у меня был такой шанс…  Но думаю, что нужно действовать через датский институт культуры или посольство Дании. В какой-то степени я был приглашен через посольство. Я действительно считаю, что информация и знание того, как делают в других местах, как в Нью-Йорке закрывают Бродвей …

(Макс): Да-да, я был там, я видел. Видел, что сделано с Таймс-сквер, Бродвеем…

(Ян): Мы сделали это.

(Макс): Ага, я знаю. Я видел Ваши прежние интервью.

(Ян): О, да ты прямо всерьез этим занялся!

(Макс): Ну, сейчас в открытом доступе можно найти все, что угодно. Например, лекции в Боготе. Сегодня же совсем не обязательно ехать для этого в саму Боготу.

(Ян): Я никогда не читал лекции в Боготе, ты же этого не видел :). Шучу, я читал там лекции, просто не было записано видео. В общем, я понял тебя.

(Макс): Давайте вот как раз поговорим об этом в заключительной части нашей дискуссии. Мне кажется, что я смогу кое-что организовать потом в России, возможно, встречу с кем-то, поэтому храню все эти записи и сам тоже делаю аудиозаписи… Итак, еще одна проблема – это инфраструктура для велосипедистов. В головах россиян сидят две самые главные проблемы: боязнь того, что три месяца в году (в Москве, к примеру, температура в это время -10 ... -20) при такой погоде езду на велосипеде нельзя назвать занятием, полезным для здоровья. Поэтому люди и говорят: к чему нам полосы для велосипедов, если три месяца в году мы не сможем ими воспользоваться? Что бы вы вкратце сказали против этого, какие есть аргументы?

(Ян): Ну, есть же остальные 9 месяцев в году. Это так же, как и с бутылкой: либо она наполовину полная, либо наполовину пустая. Если строится торговый центр, то вокруг него строится положим 4 000 парковочных мест. И все 4000 мест заняты только раз в году, перед рождеством. Строя такое количество парковочных мест, вы же не рассчитываете, что воспользуетесь ими всеми только однажды. В Копенгагене погода тоже бывает холодной, я говорил на эту тему во многих городах. Но за весь год бывает столько замечательных деньков, в которые так приятно отметить это событие. В остальное время, конечно, можно поехать на автобусе или метро. Поэтому мы и пользуемся комбинированной транспортной системой. Ты видел наши поезда?

(Макс): Да. И велосипеды.

(Ян): Да, велосипеды повсюду. У нас легко сочетаемая транспортная система, несколько видов транспорта для передвижения человека, поэтому можно было бы прожить свободно и без автомобиля. Отговорки по поводу погодных условий я слышал не раз. Я знаю, что погодные условия могут быть довольно суровыми в течение нескольких зимних месяцев, но все равно в году остается еще столько времени!

(Макс): Я показываю это видео людям, которые говорят о суровых условиях зимой (показывает видео зимнего Копенгагена). Я говорю о том видео, где люди ездят на велосипеде по Копенгагену при температуре -3 градуса. Я всегда показываю эту запись, но мне отвечают, что вряд ли такое возможно. Ведь люди не могут ездить на велосипеде зимой.

(Ян): У тебя есть это видео?

(Макс): Да, но оно в интернете, а я сейчас не подключен. Мне надо подключиться к сети для этого. У нас тут есть доступ?

(Ян): Я думаю, он где-то с той стороны стены.

(Макс): Но тут есть другое видео с велосипедами в Копенгагене…

(Ян): Ну ладно, ничего страшного…

(Макс): Я все же посмотрю, есть ли связь… Нет, я не подключен. Итак, другая причина того, что ничего не сооружается для велосипедистов в России, - это мнение людей, что все велосипеды будут красть. Народ абсолютно уверен в том, что даже если оставить свой велосипед где-то поблизости, его 100% украдут. Даже если ты оставил его на 10 минут. И даже если рядом стоят сто таких велосипедов, то непременно украдут все сто велосипедов. Люди не готовы к тому, чтобы оставлять свой велосипед на улице посреди города, поэтому это сводит на нет все попытки наладить велосипедную инфраструктуру.

(Ян): Я надеюсь, тебе известна практика, когда пользуются не своими собственными велосипедами, а велосипедами, принадлежащими компании, в которой ты работаешь. Так происходит в Париже, Монреале, Вашингтоне, Мельбурне – просто повсюду.

(Макс): Видите ли, тут две стороны одного вопроса. Во-первых, люди считают, что велосипеды будут непременно красть, что не является правдой, но, с другой стороны, на самом деле, очень много случаев, когда их действительно крадут. И велосипеды компаний тоже могут стащить, если поехать куда-то в другой город. Существует ли какой-то способ предотвратить велосипедные кражи?

(Ян): Да, конечно. В других странах можно увидеть, что на велосипедах стоят надежные тяжелые замки. Это тоже не может обезопасить на 100% , но вероятность того, что кражи не произойдет, сильно увеличивается. Другой способ – поставить небольшой прибор на велосипед (неразборчиво)...

(Макс): Вы говорите о GPS? Может, еще и полиции даются какие-то особые указания, как бороться с ворами велосипедов? Полиция вообще как-то борется с этим, или все исключительно возлагается на плечи граждан?

(Ян): Да, разумеется. Когда такое случается, вы идете доложить об этом в полицию, и если они ничего не могут сделать, тогда ты получаешь новый велосипед по страховке.

(Макс): То есть страховка на велосипеды тоже распространяется?

(Ян): Конечно! И если ты его застраховал, то можешь получить новый уже на следующий день. И купить его можно будет на страховку. Только потом я снова заплачу эту страховку уже на новый велосипед.

(Макс): Да, конечно, я понял. Вообще-то это очень хорошо.

(Ян): Но в США, например, очень часто люди заносят свои велосипеды домой или в офис.

(Макс): Люди делают то же самое и в России, но это ведь делает идею передвижения на велосипеде намного менее привлекательной.

(Ян): Да, ведь тогда надо иметь очень длинную цепь, чтобы пристегнуть велосипеды к какому-нибудь столбу. Тут получается так: чем больше велосипедов на улице, тем меньше становится эта проблема. Если в городе очень  много велосипедов, то несколько в день все равно будут украдены. И я знаю, что у каждого хотя бы однажды крали велосипед.  Но потом человек покупает новый велосипед, и жизнь продолжается. Но когда очень много велосипедов, не так вероятно, что именно твой украдут. Просто не надо покупать самый дорогой.

(Макс): Ага, но у нас в России народ любит покупать что-то довольно дорогое, а потом всю жизнь боятся, что эту вещь украдут.

(Ян): но если ты купишь что-то допотопное и ржавое, то можешь быть уверен, что такую вещь никогда не украдут.

(Макс): О, да! :) Итак, мой последний вопрос связан с абсолютно другой темой. В Европе, когда я нахожусь в городе, где идет дождь (как сегодня, к примеру), то улица остаются чистыми. Да, они влажны, но при этом чистые. Если даже ты после дождя с улицы зайдешь домой, то не останется на полу грязи . Но в Москве, где такой же климат, как и тут, буквально все становится грязным. Ты весь черный, и при этом никто е может понять, в чем же причина. Как Вы думаете, почему все так?   И как вообще узнать о причинах такого явления?

(Ян): Я не знаю. Мне кажется, всему причиной высокий уровень автомобильного движения. Очень много пыли, выхлопных газов, которые потом оседают. Я могу наблюдать это в своем саду. Если я мою камни, то все равно полгода спустя они станут черными. Чем больше машин, тем больше грязи, которая потом собирается и выпадает с осадками. Эта пыль потом становится грязью. В общем, я считаю, что все пропорционально тому, насколько сильно вы «преуспели» в загрязнении воздуха. Это загрязнение также может исходить от заводов и фабрик, от смога.

(Макс) И потом он опускается на землю…

(Ян): Конечно, он опустится, а не поднимется вверх. По-другому просто не может быть, как мне кажется.

(Макс):Итак, я уже начну постепенно заканчивать.  Когда Вы приедете в Москву, нам надо будет обязательно погулять по городу.

(Ян): Мне бы очень хотелось. С удовольствием!

(Макс): Потому что это одна из главных причин, почему по улицам так мало гуляют. В нашем городе бывает очень грязно

 

 

H Интересно? подпишитесь на сообщество H