В этом посте я выложу то, что больше всего понравилось в прочитаной книге Джареда Тендера Игры Разума.

Этот человек был ментал коучем многих покер про в том числе и Дасти Leatherass Смита, который написал Относитесь к покеру как к бизнесуи Не слушайте Фила Хельмута.

Как не крути а психология рулит!!!

МОДЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ  ВЗРОСЛОЙ  ЛИЧНОСТИ
Когда вы учитесь чему-то новому, сам процесс обучения достаточно
предсказуем     и имеет   точку   начала   и  точку   завершения.    И   хотя
игроки  различаются  в  уникальных  аспектах  обучения, например,  в
том,  насколько  легко  их  ввести  в  ступор,  какие  области  предмета
даются    им  легче   других,  и  как   быстро   они   овладевают    новыми
навыками, общая схема процесса обучения одинакова.

«Модель  обучения взрослой личности» (МОВЛ)  - открытая теория,
выделяющая четыре основных уровня процесса обучения. Вот они:

        Уровень      1 – Неосознанная      некомпетенция.       Вы  даже   не
        знаете, чего вы не знаете. Другими словами, вы не осознаете,
        что  вам  недостает  способностей, причем  это  не  обязательно
        хорошо     или    плохо.    Для    некоторых      игроков     счастье
        заключается в неведении.

        Уровень 2 – Осознанная некомпетенция. Теперь вы в курсе
        того,  что  вам  еще  не  известно. Но  от  этого  способностей  у
        вас  не  прибавится,    это  просто   означает,   что  вы  знаете,   в
        каких   областях    вам   следует    улучшиться.     Вы    начинаете
        осознавать     свою    некомпетентность       либо    в   результате
        тщательного самоанализа, либо благодаря чьей-то подсказке.

        Уровень   3  –  Осознанная  компетенция.  Если  вы  достигли
        этого   уровня,   значит,   вы   хорошенько      поработали     и/или
        закрепили    определенные     навыки    путем   их  неоднократного
        использования.     Единственный      момент    –  чтобы    проявлять
        свои  способности,  нужно  постоянно  думать  о  том,  чему  вы
        научились...  иначе    вы  станете   действовать    так,  словно   вы
        некомпетентны.

        Уровень      4 –  Неосознанная      компетенция.      Этот   уровень
        означает,  что  вы  научились  чему-то  столь  хорошо,  что  это
        действие    производится      вами    автоматически,     на   уровне
        подсознания.    Неосознанная      компетенция     –  Святой   Грааль
        учебного процесса, и, без сомнений, главная концепция/идея
        этой книги.
Концепция  этих  уровней  становится  понятной, когда  вы  начинаете
размышлять  над  своим  собственным  опытом  обучения  покеру  или
чему-либо    еще.  Всем   понятный     пример,  наглядно     отображающий
работу схемы уровней МОВЛ – обучение вождению автомобиля.
 Помните,    когда   вы   были   совсем   еще   маленьким     ребенком,    вам
наверняка      хотелось     научиться     водить     машину.      Вы     едва
представляли  себе,  как  она  устроена,  не  говоря  уже  о  том,  как  ей
управлять.    Это   и  есть  Неосознанная      Некомпетенция.      Потом,    в
подростковом      возрасте,    вы    уже    знали   многое     о   вождении
автомобиля, и  были, возможно, раздосадованы, что вы пока водить
не умеете. Вы стали осознавать свою некомпетенцию.
 Теперь  вспомните  себя,  когда  вы  в  первый  раз  сели  за  руль.  Для
того,  чтобы  вести  автомобиль,  вам  сначала  требовалось  научиться
рулить,  давить  на  педаль  газа,  следить  за  дорогой  и  переключать
радиостанции      –   причем    все   одновременно;      а   потом    еще   –
параллельная парковка, соблюдение скоростного режима  на трассе,
анализ  сотен  уникальный  ситуаций,  которые  возникают  на  дороге.
Вам  приходилось  сконцентрироваться на всем, чему  вы научились,
чтобы  не  пострадать  самому  и  не  навредить  окружающим.  Это  и
есть уровень Осознанной Компетенции.
 Спустя    годы    водительской      практики,    вам   больше     не   нужно
обдумывать  каждое      совершаемое  вами  действия,  когда  вы  ведете
автомобиль; ваши способности проявляются естественно и требуют
затраты    минимума     усилий.    Теперь    вы   можете    вести   машину,
слушать      музыку,     разговаривать      с   пассажирами,       адекватно
реагировать     на  стрессовые     ситуации,    которые    могут    внезапно
возникнуть (вроде исключительно неблагоприятной погоды) – и все
эти  действия    не  потребуют    от  вас  больших    умственных     усилий.
Теперь    вождение    автомобиля     для  вас   –  навык,   доведенный     до
уровня Неосознанной Компетенции.
 Прежде     чем   мы   посмотрим,     как  МОВЛ      применима     к  покеру,
потратьте минутку на размышление над следующим:
        1. Насколько  большим  багажом  знаний  вы  обладали,  когда
        сели играть в покер впервые?
        2.  Сравните    количество    умственных      усилий,   которое    вы
        тратите    на  принятие     решения     в  покере    сейчас,   с  тем
        количеством,     которое    вы   тратили,   когда   только    начали
        прогрессировать
        3.   Подумайте       над     ошибкой,      которую      обнаружили
        сравнительно недавно
        4.  Подумайте  о  решениях  за  покерным  столом,  которые  вы
        принимаете автоматически
        5. Подумайте об ошибках, которые вы больше не допускаете

НЕДОСТАТКИ - СПОСОБНОСТИ
В   рамках  вашей   Неосознанной    Компетенции
 также   находятся   и   недостатки   или  старые
привычки,           затрагивающие           ваши
непосредственные    навыки   игры  в  покер, или
психологические   аспекты.  По  сути, вы  весьма
преуспели  в  этих  плохих  привычках,  но  теперь
вам    хотелось   бы    от   этих   способностей
 избавиться.
Хорошим примеров МОВЛ в покере будет  выбор  стартовых  рук  разыгрываемых на  префлопе. Играя в первый раз, вы вполне вероятно, даже и  не  подозревали, что тут может быть какая-то стратегия, и играли слишком     много    рук.
если вы и имели какое-то  представление  о силе рук, вы вряд
ли могли объяснить, почему коллировать 3-бет префлоп без позиции
с   QJo    является    ошибкой.     Итак,    были     ли   вы    неосознанно
некомпетентны относительно целой концепции диапазона играемых
на префлопе рук, или лишь  определенных, более тонких деталях, в
любом    случае,  у  вас  была  слабость,  относительно  существования
которой вы и не подозревали.
 Перенесемся      на  несколько     недель   или   месяцев    вперед    с  того
момента,    как  вы   начали    изучать   покер,   в  особенности     систему
выбора стартовых рук. Вы могли почерпнуть новую информацию от
вашего  друга  или  из  книги, где  написано  о разнице  в  силе каждой
руки  при игре с разных  позиций, или услышали  об этом  от игрока,
который  смеялся  над  вами  потому, что  вы  зашли  под  его ререйз  с
QJo, или  просто  в  процессе  игры  вы  заметили, что  слишком  часто
ваша рука оказывается второй по силе. Вы все еще не понимаете до
конца,  какие  руки  вам  следует  разыгрывать,  но  вы  осознаете,  что
что-то   не  так.  Тот   факт,   что  теперь    вы   осведомлены     о  своих
ошибках, не уберегает вас от этих ошибок. Теперь вы просто знаете,
что   вам  следует    поработать    в  определенной     области.   Когда    вы
впервые  замечаете, что  совершаете  ошибку, вы  находитесь  как раз
на уровне Осознаваемой Некомпетенции.
 После более скрупулезного исследования, а также по мере того, как
вы  набираетесь  игрового  опыта,  вы  узнаете  плюсы  и  минусы  всех
возможных       стартовых      рук.    Похоже,     вы    улучшаетесь;       вы
контролируете  диапазон  рук,  которые  разыгрываете,  и  теперь           все
налаживается... пока вы не теряете  концентрацию к концу длинной
сессии, или  не  расстроитесь  из-за  проигрыша  нескольких  больших
банков... и теперь внезапно вы снова беретесь за старое и начинаете
входить в игру с руками, которые должны выкидывать. После игры
ваши ошибки становятся для вас очевидными, но это лишь говорит о
том,  что  вы  на  самом  деле  не  так-то  и  хорошо  владеете  навыком
выбора стартовых рук. На этом этапе процесса обучения вам все еще
нужно  постоянно  задумываться  над  тем,  с  какими  руками  следует
входить в игру, иначе вы начинаете свершать ошибки.
 Вы    получаете     еще    опыт,   продолжаете      работать    над    игрой,
обучаться,  и  вот,  наконец,  дело  сделано.  Теперь  когда  вам  сдают
мусорную руку, даже если вы при этом находитесь в тильте, вы все
равно ее выбрасываете в пас, без раздумий. Это новая привычка, или
решение,    которое    принимается     автоматически.     Для    достижения
такого результата требуется много работы, но это стоит того. Теперь
вам  не  нужно    больше  думать     о  выборе   стартовых  рук    для  того,
чтобы  входить  в  игру  с  правильным  диапазоном,  и  так  как  теперь
ваш  ум  освобожден  от  мыслей  об  этом,  вы  готовы  к  восприятию
чего-то нового.
 Идет ли речь о выборе стартовых рук или о тильте, у вашего разума
всегда  существует  порог  –  количество  мыслей,  которые  он  может
обрабатывать  в  данный      момент    времени.  Вы    можете  эффективно
работать    только   над   какой-то   одной    областью    игры   за  раз.  В
результате,  очень  важно  знать,  на  каком  уровне  МОВЛ  находятся
ваши    способности,    чтобы    вы   могли   определить,    на   чем   стоит
поработать  в  первую  очередь. Когда  вам  больше  не  нужно  думать
над  каким-то    моментом,  чтобы     не  допускать    ошибок,  вы    можете
сосредоточиться над следующей областью игры, требующей вашего
внимания, и тоже  подтянуть  ее  с уровня  Осознанной Компетенции
до уровня Неосознанной Компетенции. Однако, если получится так,
что вы снова начнете совершать старые ошибки, значит, вам нужно
больше работать, вне зависимости  от того, что  вы думаете  о своих
способностях.
 На самом деле, процесс обучения состоит из многочисленных малых
шагов,   которые    нужно   сделать   –  не  только   из  тех  уровней,   что
предполагаются      согласно  МОВЛ  –     но  как  общая  теория,  Модель
Обучения      Взрослого     Человека     абсолютно     точна    и   обладает
исключительной степенью важности для вашей игры.