Мои рассуждения уйдут немного в другую область, но не затронуть эту сторону вопроса при обсуждений данных тем было бы совсем неправильно.

Я давно ничего не писал, поэтому за повторение очевидных вещей, корявость слога и излишне длинный пост я заранее извиняюсь, кому жалко времени - дальше можете не читать :)

 Часть 1. Причина и следствие.

В серии постов Макса про города все было написано интересно, наглядно и главное вполне аргументировано. Но создается ощущение того, что очень недооценивается причина и следствие многих проблем. Несмотря на то, что мне не очень хотелось в сообществе city.pokeroff.ru поднимать вопросы политики, коррупции и тому подобного, потому что тематика сообщества немного другая. Но главная проблема здесь не в том, что и как делается. Проблема здесь в мотивах тех или иных действий и отсутсвии связи с населением. 

В условиях отсутствия обратной связи с населением, влияющей в том числе и на нахождение на должности того или иного человека, принимающего решения, у чиновника не может быть заинтересованности в том, чтобы эффективно работать на благо развития города и общества. 

Причем обратная связь может использоваться не только для того, чтобы выбирать кого-то или снимать с должности, но и для того, чтобы решать какие-то локальные (двор, район) и общегородские вопросы. На примере той же плитки, ну что мешает объяснить доходчиво для обывателей плюсы и минусы плитки, объяснить мотивы этого действия, а потом спросить у жителей города или отдельных районов, считают ли они нужным класть эту плитку, или они считают, что лучше потратить дeньги и силы на что-то другое. По результатам такого опроса/голосования можно принимать решение. 

Такие голосования можно делать даже очень упрощенно, все равно в этом будет очень большой смысл. Это позволит приучить население к тому, чтобы принимать решения и понимать ответственность решений и ценность своего голоса. Тогда бы удалось избежать всяких идиотских действий типа ремонта дороги в аэропорт Домодедово, где решили в конце сезона отпусков(!) начать ремонтировать дорогу, которая не требовала ремонта и высокое качество которой отмечали вроде все, кто по ней ездил. Абсолютный идиотизм, но никто за это дело никак не будет отвечать, поэтому и дальше будет продолжаться тоже самое.

И так нелепо и неэффективно всё происходит везде, где население пересекается с государственной деятельностью.

Я твердо убежден в том, что проблема эффективности управления районами, поселками, городами и страной в целом - это вопрос не технический, а на 99% политический. 

Часть 2. Повышение эффективности за счет децентрализации.

Понятно, что изменить политическую систему почти также маловероятно, как и реализовать идеи по развитию городов, но это и все-таки более вероятно. Поэтому и начинать надо отсюда.

Впринципе, не надо даже далко ходить за примерами. Здесь очень показателен пример Грузии, где все было сделано также по-идиотски, как и в России. Где какую-либо справку, которую, казалось бы, ничего не мешает дать человеку сразу, надо было ждать неделю или месяц, и так во всем, в замене паспортов, получении водительских прав и так далее везде, где приходится иметь дело с государством. Там тоже был запредельный уровень коррупции и тоже никто не верил в то, что ситуация может измениться.

Однако, как это не удивительно, ситуация там очень сильно изменилась. И тот же загран паспорт там можно получить за час, и полиция взятки не берет, и государственные служащие, пусть пока что еще скорее только и на низких уровнях, но уже ориентированы не на то, чтобы создавать проблемы населению, а потом за дeньги эти проблемы решать, а чтобы помогать населению с решением их проблем.

Некоторые скажут, что Грузия маленькая страна, которая живет по большей части за счет внешнего финансирования. Это так, но ведь в России достаточно дeнeг для реализации таких изменений, а дальше уже вопрос подхода к управлению этим монстром.

Очевидно, что маленькой страной эффективно управлять легче, чем большой. Для этого не обязательно разбить страну на много маленьких стран, Достаточно просто разумной децентрализации на всех уровнях. На примере той же Москвы можно разумно предположить, что «довести до ума» отдельно взятый район города можно. И решение этой проблемы выглядит реалистично. Этим должна заниматься власть этого района, которая должна избираться жителями этого самого района, и население должно в первую очередь взаимодействовать именно с местной властью. 

Под местной избираемой властью я имею ввиду не только какого-нибудь главу управы. Точно также должны выбираться участковые, судьи, директора школ и так далее. Все более менее существенные государственные должности должны быть избираемыми. Конечно может показаться, что тогда население будет заниматься только локальными выборами, но это не так, и это единственный способ сделать так, чтобы была адекватная обратная связь с населением.

А соответственно власть города должна заниматься уже тем, чтобы налаживать взаимодействие между этими районами. Причем власть местная должна быть относительно независимой от власти более высокого уровня. Тоже самое относится не только к городам, но и к регионам.

Вместо этого у нас наоборот увеличивают ту же Москву за счет области и еще больше централизуют и до того предельно централизованную власть, пытаясь из одного места управлять вообще всей страной, а нормально сделать это совершенно невозможно. Просто из-за того, что при такой системе местная власть заинтересована не в том, чтобы ее деятельность нравилась населению, а в том, чтобы вся эта деятельность нравилась вышестоящим властям.

PS: Я возобновил ведение своего небольшого блога на форуме BetFlop.com, кому интересно - заходите :)