В начале 2000-ых игорная индустрия на территории Киргизии переживала свой активный рост. Результатом этой позитивной тенденции стало возведение дюжин казино, а также тысяч игровых залов и клубов по всей стране, благодаря которым казна Республики обогащалась сначала на миллионы, а затем и на десятки миллионов долларов в год.

Но эта эпоха прекратилась в результате вмешательства президента переходного периода Розы Отунбаевой, силами которой 29 сентября 2011 года парламент Кыргызстана принял законопроект ограничивающий деятельность казино и залов игровых автоматов. Позднее, находясь под пристальным надзором властей, в список противозаконной деятельности попал и покер.

О причинах и следствиях этих происшествий можно узнать из полной версии статьи об оффлайн гэмблинге в Киргизстане

Читать предыдущую статью:

В данной заметке речь пойдёт о том, как строптивые парламентарии Киргизской Республики запланировали вернуть игорную индустрию в свою страну.

По новым правилам

Спустя почти год после принятия декрета о запрете азартных игр, с предложением по урегулированию деятельности игорных заведений выступили депутаты пророссийской партии «Ар-Намыс» Игорь Гусаров и Замир Бекбоев. Эти двое джентльменов стали первыми, кому удалось донести столь важный законопроект до самой верхушки госаппарата Киргизии. 

Выражаясь тезисно, этот законопроект определяет новые стандарты «казиностроения» в стране. Вот что предлагают господа Гусаров и Бекбоев:

  • Открывать казино в том или ином городе страны правомочны только органы местного самоуправления (ОМС).

  • Каждое из открываемых казино будет создаваться в форме закрытого акционерного общества, более 50% акций которого будет принадлежат ОМС.

  • Благодаря крупнейшей доле акций, ОМС получает полное право управления казино – от распределения прибыли до назначения управляющих этим казино.

  • ОМС сохраняет за собой право увеличения своей доли в созданном им акционерном обществе  за счет капитальных вложений.

Как видите, общая тенденция предлагаемых правил сводится к тому, что местные власти берут на себя половину рисков, но зато получают полный контроль над всеми новыми киргизскими казино. Гусаров и Бекбоев как бы предлагают разделить прибыльный игорный бизнес, при этом послушно занимая ведомую позицию наёмника, которого, при необходимости, можно будет уволить.

Ответная реакция

Однако открытость приспешников игорной индустрии не растопила ледяных сердец законников. В своем ответе на проект Гусарова/Бекбоева государственная власть Киргизии дала однозначный ответ: «Правительство Кыргызской Республики считает целесообразным доработать представленный законопроект».

Вкратце, причинами форменного отказа стали следующие аргументы:

  • В настоящий момент в законодательстве Киргизской Республики существуют нормативы, в соответствии с которыми каждое игорное заведение обязано сформировать обязательный резервный фонд, выраженный в денежном отношении. Причём размеры этих резервных фондов варьируются в зависимости от плотности заселения пункта, в котором будет расположено казино. Так, например, казино в любом из областных городов страны необходимо подкреплять резервным фондом в размере $15,000, тогда как в городах Бишкек (столица) и Ош (второй по населенности город страны), резервный фонд должен превышать $16,000.

  • Помимо резервного фонда открытие казино также требует подъёмных инвестиций – уставного капитала. А по подсчётам компетентных представителей Верховного совета эта сумма примерно равна $30,000. Сюда же следует прибавить траты на покупку и установку оборудования, которые хоть и не задокументированы, но едва ли уступают по величине предыдущим статьям расходов.

  • Исходя из двух предыдущих пунктов следует, что открытие казино может стоить бюджету ОМС до сотни тысяч долларов. Но в предлагаемом законопроекте не представлено совершенно никаких расчетов. Гусаров и Бекбоев лишь акцентируют внимание читателя на том, что принятие законопроекта не стоит никаких дeнeг. Но парламент не проведёшь, и потому в ответном документе фигурируют довольно радикальные высказывания. Например: «Таких средств в настоящее время у ОМС не имеется», или «Нет никаких гарантий, что такое игорное заведение будет приносить дивиденды».

Резюме

Втянуть государство в игорный бизнес – невыполнимая миссия. Не остаётся сомнений, что Гусаров и Бекбоев понимают это лучше других, поэтому их законодательный вброс может и должен считаться удачным. Да, нынешняя версия законопроекта потерпела фиаско, однако иначе быть не могло: «щедрое» предложение представителей партии «Ар-Намыс» в своей сути является пустышкой (почему – читай первое предложение этого абзаца) для привлечения внимания и прощупывания почвы. И почва-таки прощупана. Об этом свидетельствуют строки из ответа парламента Киргизии:

«Принимая во внимание то, что данный проект направлен на пополнение доходной части бюджета, что немаловажно в условиях значительного бюджетного дефицита и рисков выпадения некоторых доходов, правительство Кыргызской Республики считает целесообразным доработать представленный законопроект».

Просто представьте: в 2012-ом законники обзывали игорный бизнес «дьявольской воронкой», а теперь они считают его доступность в стране – «целесообразным». Вот тут и начинается самое интересное…