НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЦЕМ МАКСИМОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЦА МАКСИМА ЕВГЕНЬЕВИЧА

Заранее извиняюсь —  у меня пока в голове не получается "план поста" для таких статей (в отличие от обычных постов про путешествия), поэтому может выходить сумбурно. В этом посте о спальных районах Братиславы и других городов в Словакии. Начнем с Братиславы. В целом всё напоминает Москву, дома похожие, архитектура тоже, однако, районы резко отличаются вниманием к мелким деталям. Хотя внимания не всегда достаточно — тут велодорожка широкая и асфальтовая, а пешеходная зона с плиткой (круто), однако проложить маршруты по наиболее прямым линиям забыли

Дома очень напоминают наши

А вот территории микрорайонов совсем нет. Это лучевая вело и пешеходная дорожка, которая проходит через спальный микрорайон. Именно такими я бы хотел видеть дорожки через районы в Строгино, которое я сейчас изучаю. Четкое разделение пешеходной и велосипедной зоны с помощью покрытия и цвета, и столбов

Дальше ещё много всего. Кафе и пешеходный переход без изменения уровня поверхности

Зоны отдыха со скамейками размещены довольно часто

Парковки четко размеченны, не стихийны и не мешают движению пешеходов и велосипедов

Около подъездов обязательно лавочки, они очень способствуют тому, чтобы во дворах кипела жизнь

В Австралии провели исследование — изучили две пешеходные улицы и две автомобильные на предмет того, как на них перемещаются дети. На автомобильных 86% детей двигалось за руку с родителями и только 14% гуляли сами. На пешеходных 71%-74% двигались сами, а 26%-29% за руку с родителями. Когда во дворе нет движения машин (хотя бы интенсивного), родители позволяют детям находиться там самим. Ну и вообще, жизнь кипит — лавочки и отсутствие машин непосредственно перед подъездами очень этому способствуют

Если вспомнить какой-нибудь наш спальный микрорайон, сразу вспомнится, что у нас обязательно проложена дорога или дворовая дорожка для машин прямо перед подъездом, и почти всегда первое, что нужно сделать после выхода из подъезда, это пересечь такую улицу. Это убивает активность людей около домов. Парковки происходят не во дворах между домов, а вдоль улиц

Это, правда, приводит к некоторым трудностям

Между домами — общественная территория. Оно вроде бы очевидно — при уровне автомобилизации 250 машин на 1000 человек (как в Москве) парковочной территорией пользуется 25% людей. А общественной зоной пользуются 100% людей. Я не говорю о детских площадках, они как раз достаточно узко специализированы, а именно о травке, деревьях, скамейках и так далее. К сожалению, у нас часто прямо перед подъездом — парковка, а где-то уже там дальше — детская площадка и пара лавочек — инфраструктура для того, чтобы обычный человек вышел и почитал около дома книжку или сыграл с соседом в шахматы, почти полностью отсутствует. В Братиславе правда другая проблема — территории слишком уж гигантские

На первый взгляд кажется, что чем больше таких площадей, тем лучше. Но это не так

С гигантскими общественными территориями есть большая проблема. Несмотря на то, что на первый взгляд кажется, что чем больше парка или двора, тем лучше, в реальности слишком огромный двор (как выше) может выполнять свою функцию хуже небольшого. Люди любят находиться в тех местах, где есть другие люди. Сидеть на лавочке, как мы уже обсуждали раньше, намного лучше в таком месте, откуда можно наблюдать других людей — проходящих мимо или тоже отдыхающих. Наблюдения за лавочками с видом на людей и с видом на пустые пространства в прошлом посте про Братиславу и Вену. Этот же принцип действует не только с лавочками — никому не хочется выходить в пустынный двор и читать в нем книжку, а вот выйти во двор, где многие люди занимаются разными вещами и читать книжку там, — другое дело.

Но очень большие территории не создают ощущения присутствия других людей, а как раз наоборот. Дело в нашем восприятии.Один человек может видеть другого и распознать что это человек на расстоянии 500-1000 метров. Просто видеть, однако, недостаточно, на таком расстоянии никакие контакты между людьми невозможны. На расстоянии около 100 метров можно наблюдать за тем, чего человек делает, распознать пол и возраст. На расстоянии 70 метров обычно узнается знакомый человек. Футбольные стадионы обычно построены так, что из самых дальних кресел расстояние до поля не больше 100 метров. Если будет больше — зритель не сможет понять, что происходит на поле. На расстоянии 22-25 метров можно замечать и понимать выражения лица и настроение — радость, злость, удивление и так далее, а также слышать громкую речь. Театры всегда построены таким образом, чтобы максимальное расстояние от крайних мест до сцены 25-30 метров, по этой же причине. Когда пространство слишком большое, а люди находятся далеко, ощущения того, что на площади или в парке кто-то есть, не создается. Место не становится интересным.

Через какое-то время в этом месте пришли дети и взрослый и начали играть в какое-то подобие хоккея

Место сразу наполнилось разными людьми. Пенсионеры пришли сидеть именно тут, а не где-то ещё, сюда же пришли родители с двумя девочками, народ с велосипедами тоже присел отдохнуть именно тут.

Хотя было полно других мест

Дальше я отправился в другие города, проехав на трамвае до вокзала. Трамваи там преимущественно старые Татры, которые ходят и в Москве, однако иногда встречаются раритетные вагоны, а также новые вагоны (и те, и другие на фотке, а Татры нет)

Вокзал напоминает очень российские вокзалы, но опять большие отличия во внимании к деталям

Чтобы попасть к поездам, нужно преодолеть адскую лестницу. Она очень тяжело дается пожилым людям, причем даже не совсем уж пожилым, а просто в возрасте. Также очень сложно с вещами перемещаться, а это главный вокзал столицы

Пригородные эллектрички выглядят вот так

Внутри так

Никакого низкого пола

В том месте, куда я приехал, лифт был, но не работал. Явно видно, что не работал давно

Продолжение потом, там ещё много интересного :)