Стратегии покерного игрока

Данный текст – попытка проанализировать настоящее и будущее покерного рынка с точки зрения стратегии покерного игрока.

Поводом к его написанию стало собственное желание ответить на вопрос: “А где лежат дeньги в покерном мире будущего? В какой пропорции дeньги фишей будут делиться между румами, регулярами, протзводителями ПО, бэкерами и дольщиками?”

Полагаю, данные мысли будут интересны всем игрокам, которые задумывались на тему “Смогу ли я зарабатывать покером также, как и сейчас, через 5, 10, 20 лет?” и “Как еще можно заработать на покере кроме непосредственно игры в данный момент?”

Буду постепенно публиковать свои заметки на эту тему.

Введение

Часто приходится слышать, что поля в онлайн-покере безнадежно испортились. Как в кэш-играх, так и в МТТ. 

Многие регуляры перемещаются в румы второго эшелона, осваивают новые виды игр, уменьшают БИ в МТТ, увеличивая количество игры, и так далее.

И хотя данное явление не ново (глупо отрицать, что 7 лет назад поля были много проще, чем 3 года назад), именно в последние 1-2 года плотность полей стала такова, что заставила многих регуляров не только высоких и сверхвысоких, а уже средних лимитов, основательно пересмотреть подходы к своей бизнес-стратегии.

Признавая очевидность описанного явления, я далек от мыслей о том, что онлайн-покер гибнет и, тем более, о том, что скоро начнется массовый отток регуляров из онлайн-покера (последнее порой приходится слышать от регуляров, подсознательно тешащих себя надеждой, что все-то уйдут, а я останусь).

Проблема в том, что рынок покерной онлайн-игры насытился до определенного предела, как рано или поздно насыщается любой новый быстрорастущий рынок. 

Вспомните российские 90е (чтобы не акцентировать внимание на криминальных ассоциациях, можно вспомнить 90е в европейских странах соцлагеря, там происходили схожие процессы, пусть и без таких дикостей, как у нас), и сравните с нынешними временами. Сейчас ни в России, ни в Польше, ни в Чехии невозможен типичный сценарий успешного бизнесмена 20-летней давности: “Торговал жевательной резинкой, на скопленные дeньги купил партию компьютеров, позже открыл торговую точку, через 3 года основал банк”, ну и так далее – история, типичная не только для России, но и для других стран, на которых внезапно образовался открытый рынок.

Сейчас ни в Польше, ни в России, не сделаешь капитал на торговле жвачкой или дистрибуции небольших объемов компьютеров. 

Значит ли это, что вести бизнес стало труднее? И да, и нет. С одной стороны, стать миллионером с нуля стало не в пример труднее. С другой, ведение бизнеса в целом стало гораздо более стабильным, предсказуемым и, что самое важное, на рынке возникли новые модели отношений, позволяющие предпринимателям по-прежнему зарабатывать много, а также инструменты, делающие эти модели возможными.

Например, как выглядел старт типичного бизнеса в 90е (я сейчас говорю не про скупку ваучеров у сотрудников советских заводов, а про стартап)? Несколько людей занимали дeньги у знакомых (кто-то – у сомнительных личностей), продавали какое-то имущество, кто-то задействовал свои связи и возможности что-то где-то достать, кто-то находил оборудование – и в таком режиме бизнес начинал постепенно раскручиваться. Так, например, были организованы многие IT-компании в России, которые сейчас являются лидерами отрасли.

Многие гибли на этом пути, многие попадали в финансовую яму, залезали в долги, становились жертвами разборок с кредиторами, но самые хваткие, сильные и везучие выживали и превращали стартовую собранную с грехом пополам тысячу долларов в миллионы и десятки миллионов. 

Сейчас же любой стартапер, обладающий некоторым опытом в отрасли и внятным видением будущего проекта, может претендовать на привлечение инвестиций в свой проект. 

И хотя за это приходится платить долей, в случае поражения стартапер не теряет ничего, так как, согласно существующей практике, он не рискует своими дeньгами, более того – получает по ходу проекта небольшую директорскую зарплату. Это позволяет с меньшими рисками попробовать реализовать проект несколько раз, рано или поздно прийдя к успеху.

Тоже самое – с ростом уже работающего бизнеса. Несмотря на то, что время, когда бизнес мог вырасти в 300 раз за год за счет собственных ресурсов, прошло, существуют инструменты (как инвестиционные, так и кредитные), позволяющие предсказуемо и безопасно катализировать рост и многократно увеличить масштабы бизнеса.

Кроме того, у предпринимателей появились возможности продавать бизнес или долю в нем, по рыночной оценке – а это стало возможным только в условиях предсказуемого насыщенного рынка. И отсутствие сверхприбылей на многих рынках ныне компенсируется широкими возможностями по продаже предприятия.

Таким образом, несмотря на общее падение нормы прибыли и увеличение конкуренции, формирование механизмов и инфраструктуры организации сложных экономических отношений по-прежнему дает возможность лучшим зарабатывать очень большие дeньги.

Я ожидаю, что подобные процессы со временем ожидают и рынок игры в онлайн-покер.

Если в недавнем прошлом большинство регуляров зарабатывали исключительно игрой, то в свете существующего кризиса ROI и неопределенности будущего рынка в скором времени появятся новые стратегии заработка на рынке, включающие помимо игры на себя сложные бэкинговые, тренерские, консультационные, менторские, инвестиционные функции. И, само собой, функционал, обеспечивающий возможность и стабильное развитие таких отношений.

Продолжение следует.