Давно хотел написать о трех заблуждениях в ведении бизнеса. Им подвержены очень многие управленцы, и более того, эти идеи в том или ином проявлении, я встречал практически у всех сотрудников, с которыми мне приходилось работать. Я и сам отчасти разделял их до того момента, как мне удалось на концептуальном уровне понять, откуда они берутся и к чему ведут. С моей точки зрения, на появление этих заблуждений и закрепление их в сознании людей, сильное влияние оказала бизнес-литература, биографии и автобиографии гуру бизнеса.  Те идеи, которые там освещаются, часто интерпретируются неверно и создают ложное впечатление о том, как протекают бизнес-процессы.

 

За время моей работы в крупном инвестиционном фонде я провел более 500 собеседований с основателями различных стартапов. Очень у многих в голове закрепилась идея о том, что бизнес позволит им заниматься только интересными задачами, они встанут у руля, а на текучку кого-то наймут. Это первый признак, по которому я принимал решение об отказе в инвестициях. Впоследствии некоторые из этих стартапов получали инвестиции от других фондов, но так и не становились успешными, прибыльными компаниями.

 

Откуда взялось такое заблуждение? Это искажение изначального мессаджа от гуру бизнеса. Они говорят: бизнес – это наша жизнь, он приносит радость и удовольствие. И это действительно так. Когда человеку удается создать  что-то стоящее, он испытывает сильные положительные эмоции. Однако до того, как это создано, он решает множество задач, и далеко не каждая из них интересна и увлекательна. Формула «делай только то, что тебе нравится» приводит к тому, что каждое действие начинает рассматриваться исходя из личных предпочтений, а не с точки зрения эффективности.  Вопрос "какую пользу это принесет бизнесу?” заменяется другим – “насколько мне интересно и приятно этим заниматься?”. И это способно нанести бизнесу непоправимый вред.

 

На самом деле, бизнес  - это в первую очередь технологии. И только в условиях налаженных технологических процессов, появляется пространство для творчества.

Если провести анaлoгию с покером, мы увидим, как это заблуждение влияет на игроков. Многие считают, что в основе профита лежат оригинальные решения, умение запутать противника, сумасшедшие исполнения на поздних стадиях турниров и так далее. Это не так. Конечно, творчество в покере есть, но это то, что отличает топ-рега с профитом в миллион долларов за карьеру от топ-рега с профитом в полмиллиона, а вовсе не то, что делает минусового игрока плюсовым. Когда топовый игрок показывает сумасшедшую яркую игру и все ей восхищаются, проще всего самому начать исполнять, вместо того, чтобы ставить себе идеальную базу, которая позволит играть в плюс, и только потом экспериментировать на ней. Это очевидные вещи, но многие их не понимают.

 

В бизнесе всё тоже самое. Творчество не способно компенсировать недостаток технологий. Творчество – это не то, что делает бизнес живым.  Творчество уместно только в условиях, когда технологии работают безупречно, иначе оно приносит больше вреда, нежели пользы.

Многие бизнесы прогорели из-за того, что владельцы увлеклись производством крутых фишек, экспериментами, созданием инновационных систем управления и так далее. Я не выступаю против творчества, я против, чтобы оно захватывало головы людей. В моей практике ведения бизнеса, все принимаемые решения – это поиск оптимальных технологий. Творчество локализовано в отдельных задачах и не оказывает глобального влияния на бизнес-процессы.

 

На появление этого заблуждения тоже повлияла бизнес-литература. Ведь 95% текста в таких книгах – это описание ярких бизнес-ситуаций, ключевых переговоров, а не рассказ о том, как создавался технологизированный процесс, создающий пространство для творчества.

 

3.  Такое отношение –  типично российская проблема, она свойственна очень многим компаниям, в том числе успешным. Недавний пример – банкротство турфирмы Нева. Казалось бы, крупнейший в России туристический бизнес с огромной прибылью, более 20 лет на рынке, офисы по всей стране, что же привело их к банкротству? Схема понятна и хорошо знакома мне по интернет-магазинам.

Представьте, что магазин берет на реализацию 1000 единиц товара по 1000р. и договаривается с поставщиком об оплате через 4 недели. За неделю товар распродан по цене 1500р. за единицу. Что делает владелец магазина? Рассчитывается с поставщиком? Нет, 1000р. с каждой проданной единицы товара он пускает на рекламу, а 500р. прибыли – вынимает из бизнеса. Когда приходит время расплачиваться, магазин берет новый товар уже у другого поставщика, распродает его и этими дeньгами рассчитывается с предыдущим. Но стоит продажам магазина упасть, и схема перестает работать. Видимо, подобное случилось и с Невой.

 

Мнение о том, что из бизнеса в любой момент можно вынимать дeньги, разделяют и сотрудники компаний, требуя внеплановые бонусы за свою работу. Но любой бонус должен быть вписан в финансовый план и выплачиваться с прибыли (хотя бы операционной), иначе это мало чем отличается от решения руководителя вынуть дeньги на личные нужды.

 

Без финансового планирования любой бизнес перестает быть устойчивым к кризисам, а от них не застрахован никто.