(Сразу скажу, что сие пишет человек, крайне далекий от технической части и большинство верно расценит данный пост, как нечто фантастичное и бредовое ;) )


Мировой финансовый кризис, считайте, миновал… в Европе складывается крайне положительная тенденция “открытия” покера… в США покер и не умирал, чтобы не делали федеральные законодательные органы – думается и не умрет он вовсе. Все отлично, правда?


В нашей стране не все так радужно, большинству приходится довольствоваться лишь сладостью онлайновой игры. Ну да ладно, сами такое правительство выбрали, да и вообще, не про политику я хотел поговорить… Скажем так, интерес к покеру растет и, что-то сильно я сомневаюсь, что он начнет падать в ближайшие несколько лет. Дай бог, кто-нибудь из наших еще WSOP затащит и все – пиши пропало, вся молодежь ринется покорять Лас-Вегас и онлайн-румы, на сэкономленные со “школьных завтраков” дeньги. Дай то бог, чтобы они сунулись сначала в книжки/воды, а не просто сливаться заждавшимся акулам пошли…

WYSIWYG:41543_1465333_1465334.jpg

Елена - регуляр NL400-600 в 2012 году...


Дык я к чему… еще несколько лет назад был трудно представить, что одновременно в одном месте, пусть и виртуальном, будут играть одновременно во всевозможные виды покера больше тысячи-другой игроков. Не говоря уже о том, что география этих игроков будет покрывать весь Земной шар, ну или большую его заселенную поверхность. Покерное Интернет-сообщество растет и с этим мы делать, вроде как, ничего и не собираемся – это наш хлеб, соль, пара любимых девушек/парней (на вкус и цвет) и два отпускных периода в Турции (у некоторых в Тайланде ;) ) в год.


Однако, давайте немного пофантазируем и представим себя не игроками, а, скажем, техническими директорами какого-нибудь крупного рума, пусть будет PokerStars, ну или Full Tilt Poker, да не важно, собственно. Приходите вы на работу, пьете дорогущее эспрессо, и открываете почтовый ящик на своем дорогущем iMac'е. Опаньки, что-то много жалобных писем, вежливо переправленных службой поддержки. Жалуются на что? На что – на что? На лаги? На задержки? Пусть ставят себе новый Интернет, лудоманы чертовы… ан нет, нельзя уже игнорить, пару тысяч сообщений в день. Начинают игроки то уходить – минус денюжка начальникам, минус денюжка и нам. Не пойдет…


В чем причина? Хммм… а давайте-ка, чтобы немножко понятнее было, переместимся чуть-чуть в прошлое и в другую область…


Некогда (а если точнее, то в 2004 году) такая компания, как Blizzard, один из мировых лидеров по производству компьютерных видеоигр, создала онлайновый проект World of Warcraft, который спустя 4 года смог похвастаться 11,5 миллионами подписчиков. Согласитесь – не плохо. Копнем немножко глубже…


Дабы содержать армию геймеров, да еще и денюжку с них стричь, нужен целый батальон тех. персонала. Мы не говорим о бухгалтерах, юристах, менеджерах, пиарастах и т.д. Сконцентрируемся на технической составляющей… Но имея такие прибыли, как у Blizzard, позволить себе широкий штат хороших специалистов можно – это не проблема. К чему же я клоню? А вот к чему…


Вы все знакомы с такой программой, как Pokerstove (на худой конец подойдет и PokerTracker/Holdem Manager, а точнее их составляющая – База Данных (MySQL/PostgreSQL)). Скорость работы этих программ напрямую зависит от мощностей и ресурсов вашего верного железного друга – компьютера. Вы можете купить аццко навороченный компьютер, но даже на нем вы вряд ли сможете выполнить даже простейшие операции с огромным количеством данных моментально. Просто экспорт/импорт вашей статистики занимает невероятно долгое время.

WYSIWYG:41543_1465347_1465348.jpg

Главный сервер, ну где ГСЧ и прочее, сети Ongame...


Представьте, сколько нужно ресурсов, чтобы обрабатывать математические формулы любой онлайн-игры, пусть для примера будет WoW. Разумеется, на сервере нет никакой графики, только консольная работа. Физическая модель, связь объектов, защита, математические, финансовые и географические расчеты – все это и многое другое должно работать, в идеале, в реальном времени. Поверьте, эти задачи куда сложнее и требуют более серьезных ресурсов, чем расчет эквити и импорт статистики из базы данных. 


Безусловно, сверх мощнейшие компьютеры, объединенные в кластеры, способны решать такие задачи. Возникает вопрос – а выгодно ли содержать такую башню сверх дорогих решений, тратить финансы на их содержание, обслуживание, обновление и т.д. Затраты на электроэнергию, персонал, трафик, профилактику начинают кушать бюджет со страшной силой. Опаньки… что же делать?


В свое время, разработчики Blizzard, ума которых хватило предвидеть такую проблему – поступили просто. Они отдали значительную часть вычислительной работы клиентам. Ну правильно, а че на сервер все взваливать? Фактически, игровой сервер стал отвечать только за связь, защиту, геофизику. Все математические расчеты делал клиент. Снизили затраты просто в разы – отлично. Возникла проблема, которая терроризировала компанию долгие годы. Не прилагая особых усилий, обычной подменной пакетов можно было править, практически, абсолютно любые данные, которые выдавал клиент на сервер. Со временем, путем внедрения аццко-непробиваемой защиты сия проблема была решена, однако факт остается фактом: большинство онлайн-проектов, страдали или страдают подобной болезнью.


Вернемся к нашим баранам… мы пришли на работу, как вы помните, у нас огромное количество жалоб на лаги. Опа, идем срочно к технарям… Шеф! – голосят они… беда, у нас не хватает ресурсов. Купите новые, в чем проблема? Ан нет… бюджет на обслуживание превысили? Еще в предыдущем месяце… Ох елки, а что ж так дорого стоит электричество? А Интернет? Ешкин-кот…


Бедааа… у нас пол миллиона пользователей, все лагают, а мы ничего поделать не можем. Бежим к начальству уже повыше. Давайте делить пользователей на разные сервера, разные румы? Что, нельзя? Маркетинг говорите? От нас же все уйдут – делать то что? Дeнeг на новые дата-центры дадите? Нет, ну и гады… значит будем решать самостоятельно…

WYSIWYG:41543_1465358_1465359.jpg

Согласен, немного фантастично, но, рано или поздно, централизация румов сведется к тому, что основные игроки на рынке онлайн-геймблинга так или иначе получат страшные цифры в поле онлайн. Рентабельность наращивания технических ресурсов – сомнительная. Делать из себя Google (которые держат до 10% всех серверных мощностей Интернета в отдельно взятом регионе) PokerStars или Full Tilt Poker вряд ли захотят. Какое может быть решение виртуального перенаселения?


А как вариант, самый менее затратный, который был предложен компанией Blizzard. Ослабить давление на технические мощности. Выдать клиентам функции математических расчетов. Нет, никто не говорит о ГСЧ, но вспомогательные данные – почему нет? Понятное дело, вопрос приватности и безопасности в сфере геймблинга стоит в разы острее. Но его ведь можно решить, верно? Или нельзя… даже сейчас у крупных румов периодически случаются скандалы с безопасностью. Вывод? Выгодно ли рисковать румам своим престижем и стабильностью в угоду снижения расходов? Для меня ответ неоднозначен.

WYSIWYG:41543_1465366_1465367.jpg

Откуда ждать помощи?


Отлично, даже если нам этот метод не подходит. Что же делать? Допустим, что делить пользователей на румы/сети мы не можем. У нас есть миллион пользователей онлайн и мы должны с ним что-то делать, дабы они не ушли к конкурентам. Все работает вкривь и вкось, лаги нереальные, народ недоволен, паника!!! Думаете – нереально, чем черт не шутит? Давайте подождем несколько лет…