Виртуальная игра — это возможное будущее развлекательной индустрии. И, возможно, новый шанс для онлайн покера. Либо его смерть. 

Под виртуальной игрой я подразумеваю как технологию дополненной реальности (AR), так и полностью виртуальную игру (VR), в рамках которой человек полностью погружается в игровое пространство.

Смотрели ли вы сериал “Звездный путь” (Star Trek)? Команда коробля “Энтерпрайз” регулярно использует голопалубу (holodeck) для того, чтобы снять стресс и сменить обстановку. В этом виртуальном пространстве компьютер может моделировать диалоги с людьми, игровой процесс или целый мир. Палуба используется не только для развлечения, но и для процесса обучения. Что может быть лучше для знакомства с физикой, чем прямой диалог с Альбертом Эйнштейном? 

В одной из серии “Звездного пути” (5 сезон, 18 серия “Cause and Effect”) лейтенант Дейта (его роль исполнил Брент Спайнер) играет в покер с величайшими умами в истории человечества. За одним столом с ним играют Альберт Эйнштейн, Стивен Хокинг и Исаак Ньютон. Эта серия была показана в 1992 году, но сама эта ситуация может стать возможной в ближайшее десятилетие.

Вряд ли наши компьютеры будут проецировать действия других людей (иначе это было бы серией “Черного зеркала”), но возможность поиграть в покер за виртуальным столом более чем реально.

Приближают эту фантазию к реальности технологии Kinect, Oculus Rift и другие. 

Попробуем предположить как повлияет развитие технологий на будущее онлайн покера.

Что есть сейчас?

Покер становится скучным. Давайте просто признаем это. Развлекательные игры развиваются так быстро, что старый добрый покер просто не успевает за ними. Молодежь не идет играть в покер ради удовольствия. Для этого есть Hearthstone и прочие казуальные игры. Там красивее эффекты, больше драйва, цена ошибки намного ниже, а главное — нет социального осуждения.

Даже профессиональные покеристы играют в компьютерные игры для развлечения, что указывает на то, что покер сам по себе не так уж увлекателен.

Кто играет в покер?

Мы можем рассмотреть два архетипа игроков:

  1. Любители, желающие реализовать свои лудоманские порывы, не выходя из дома. Они приносят львиную долю оборота покерной экосистемы и расплачиваются своим кошельком за удовольствие.
  2. Регуляры, которые обслуживают любителей, доставляя им эмоции во время игры и зарабатывая на этом.

Так работает индустрия. В ней есть дополнительные группировки — новички, желающие стать регулярами, или любители, выигрывающие у регуляров. Но это группы игроков, стремящиеся к попаданию в первый или второй архетип. 

Насколько мне известно, эту статью прочитают люди серьезно изучавшие социологию, поэтому вы легко можете меня поправить. Социология не мой профиль.

Как меняется покер?

Покер перестал быть интересным. Создано множество игр более динамичных, ярких и занимательных чем покер. Сам покер не успевает обновляться покрывая новые потребности своих клиентов.

При этом можно говорить о том, что покер тренд у покера достаточно верный — игра становится быстрее (ведь у любителей нет 8 часов на классические турниры) и менее предсказуемой (закрывает лудоманские потребности любителей). 

Крупные покер румы давно все осознали и продвигают такие продукты как Zoom, Spin&Go, FLOPOMANIA, Power Up. Они очень четко показывают нам направление развития индустрии.

Какие технологии использует онлайн покер?

Несмотря на видимую попытку адаптировать покер к новым реалиям, мы используем устаревшие технологии. Это все те же покерные столы, где нарисованные человечки (или пустые стулья) соседствуют с набором цифр и статичными картами.

Комнаты экспериментируют с изменением процесса игры (FLOPOMANIA), правилами посадки игроков (Zoom), системой выплат (Spin&Go), но все это лишь изменения существующий 17+ лет системы.

Давайте посмотрим глазами новичка на partypoker 2001 года и partypoker 2018 года. Так ли сильно он изменился?

Это тоже лобби со списком столов, нарисованный стол, кнопки и карты. Графика изменилась, суть осталась.

Я могу вспомнить 2 попытки выйти за рамки этой системы и они обе кажутся мне неудачными. Во-первых это появление комнаты PKR (больше похожей на игру в The Sims для мальчиков), а во-вторых это столы с веб-камерами на 888Poker.

Почему эти технологии не “выстрелили”?

Эти технологии использовали игроки, привыкшие к другому. Когда в PKR приходили новички (в том числе я) им было интересно. Это было похоже на нормальную компьютерную игру со своими фишечками и рюшечками. Но этих игроков было мало, а счета покер румов оплачивали регуляры, месившие рейк. Комната попыталась адаптировать свой формат под регуляров, что оказалось глупой затеей. Если продукт создан для другой аудитории, бессмысленно пытаться притянуть его к другой аудитории. Это также глупо, как выпускать автомобиль “Лада” в luxury сегменте и конкурировать с Lexus.

888Poker оказались в той же ловушке. За столы пришла группа новичков, но её встретили суровые регуляры, закрывающие камеры изолентой. Как в этой атмосфере может развиваться продукт? Что бы ни говорили представители 888, я играл за веб-столами и видел весь этот треш и угар. 

Продукты основанные на отличных технологиях взаимодействия игроков не могут развиваться с той же аудиторией покер румов. Регулярам это не надо. Регулярам это непривычно.

«Power UP!» от PokerStars глазами казуального игрока может быть интересен. Глазами регуляра — нет.

Что может произойти дальше?

Современные технологии позволяют видоизменить покер. Но к этому не готовы ни игроки, ни покер румы. 

Мы можем рассматривать появление такого продукта на дистанции в 5-10 лет, поэтому предлагаю вернуться к этому посту в 2028 и прочитать комментарии.

Покер может трансформироваться из молчаливого гринда за 12 столами, где все решают цифры и оптимальные решения по GTO, в игру социальную.

Покер и должен быть социальным. Мы об этом забыли.

Любители продолжают платить дeньги за молчаливую игру против неизвестных соперников, которые могут оказаться ботами, но это не может продолжаться вечно.

Любителю интереснее будет надеть очки виртуальной реальности и оказаться в красивом казино, где карты сдает сногсшибательная красотка.

За игровым столом должны находиться не виртуальные соперники, а вполне реальные люди, перенесенные в этот мир при помощи технологий анaлoгичных kinect (я могу устареть в своем понимании технологий, но суть вы поняли).

Соперник (возможно с другого континента) сможет бросать на стол фишки, разговаривать и показывать свой poker face. 

В таком виртуальном мире лудоман сможет покричать на оппонента для снятия стресса после бэдбита (и получить бан), бросить карты на стол с довольной ухмылкой. Такая игра даст больше эмоций, а любители оплачивают именно эмоции, полученные во время игры.

Как это повлияет на индустрию?

Если говорить о текущих трендах, то подобный покер может оказаться вариантом с игрой на “виртуальные фишки” и какими-то встроенными предложениями. То есть изменится сам способ монетизации игры. К этому индустрию подталкивают постоянные ужесточения законодательства регулирующего азартные игры. Если игра перестает быть азартной, разработчикам живется намного комфортнее.

Покер станет легальным, массовым.

Флагманом такого типа покера является Zynga. Думаете Марк Пинкус мало заработал на этом социальном покере? В начале 2017 года Zynga Poker показывала рост 63% по сравнению с анaлoгичным периодом прошлого года. Игра принесла 23% от общего дохода компании.

Следующим важным изменением станет мультитейблинг. Да, регуляры привыкли играть на 6-8-10-12 столах одновременно для повышения своего дохода. Но любителям это неудобно. При появлении реальных коммуникаций между игроками мультитейблинг будет невозможен. Вероятно в виртуальной реальности останется только 1 стол. Последствием этого станет сокращение дохода аффилейтов, а регуляры смогут зарабатывать больше за покерным столом, забыв о рейкбеке.

Такое будущее решает острую проблему подсказчиков и ботов, которая заметна сейчас. В текущих условия комнаты стараются блокировать игроков использующих подсказчики, но это реально сложно. В виртуальном покере такая проблема маловероятна. По крайней мере до момента появления ботов, способных полностью имитировать поведение обычного человека.

  • Выиграют любители
  • Регуляры останутся при своем
  • Аффилейты потеряют

Когда все это произойдет?

Технологически мы очень близки к появлению виртуального покера. Речь может идти о 5 годах, в которые использование очков виртуальной реальности станет доступным и массовым.

С точки зрения разработки продукта стоит смотреть на 10 лет. Ведь после того, как на рынке появится достаточно большое число игроков, нужно будет провести исследования, разработать концепцию и качественно ее реализовать.

Но я буду считать факт появления достойного виртуального покера сбывшимся, когда на Чемпионате мира (WSOP) пройдет виртуальный турнир, на котором будет разыгран реальный браслет чемпиона.