Вы не можете не думать. Это основной факт неврологии. Вы можете интенсивно и осознанно что-то обдумывать, позволять вашим мыслям блуждать вокруг да около, медитировать или даже спать, но, так или иначе, нейроны в вашем головном мозге всегда активны. Если бы это было иначе, вы были бы мертвы.

Конечно, это не означает, что любое мышление одинаково полезно, как и не означает, что один и тот же образ мышления применим в любой ситуации. Есть моменты, когда мозг активно решает проблемы разной сложности, как и моменты, когда он отдыхает, моменты высокой концентрации внимания и  спонтанной ассоциации. Некоторые образы мышления, тем не менее, почти всегда контрпродуктивны, и очень легко убедить себя в том, что вы думаете таким-то образом, когда на самом деле абсолютно другим – менее полезным.

Два типа мышления, о которых мы будем говорить в этой статье, можно условно назвать «анализирование» и «агонизирование». Я не психолог, и все это основано лишь на личном опыте и наблюдениях, так что это, конечно же, не научные термины. Под «анализированием» здесь понимается тщательное рассмотрение особенностей ситуации, в которой нужно принимать решение, исходя из списка возможных вариантов, и взвешивание плюсов и минусов каждого из них, с целью прийти к лучшему решению.

«Агонизирование», в свою очередь, очень похоже, за исключением того, что это то, что происходит, когда вы достигаете предела вашей способности анализировать, но всё ещё не может прийти к ясному решению. В современной игровой культуре это зачастую называется «аналитическим параличом». Причина вашей агонии может заключаться в том, что у вас было два или более вариантов, которые казались одинаково хорошими, или, наоборот, ни один из них не был удовлетворительным. Думать по кругу вполне нормально. Вы возвращаетесь к исходной ситуации, чтобы найти вариант, который вы не рассмотрели ранее, но, как правило, так и не находите его. Затем вы перебираете те же варианты, что и в первый раз, смотрите на все те же плюсы и минусы, приходите к тому же выводу, и, в конце концов, продолжаете чувствовать себя неуверенно.

Уроки из другой игры

Задолго до того, как я открыл для себя покер, я был заядлым игроком в Го. Если вы не знакомы с этой игрой, Го – старейшая в мире настольная игра, придуманная в Китае где-то около 4000 лет назад, и до сих пор очень популярная во всем Китае, Корее и Японии. Это абстрактная стратегическая игра, как и шахматы, с более простыми правилами, но такой же, а возможно и более сложной стратегией.

Я научился играть в Го, когда преподавал в Корее, и к возвращению в Канаду довольно хорошо освоил её. Несмотря на то, что в Северной Америке тоже есть заведения, где можно поиграть в Го, а также её онлайн-варианты, здесь очень мало действительно сильных игроков. Вскоре я начал принимать участие в местных Го-турнирах, но никогда не поднимался выше второго дивизиона, когда дошел до национального уровня.

Контроль времени в Го похож на шахматный. У вас есть определенное количество «основного времени» - для любительских турниров обычно час, который вы можете потратить как вам угодно. Когда основное время заканчивается, вы попадаете в овертайм, где вам отводится фиксированный промежуток времени для каждого последующего шага. На завершающей стадии игры, когда всё просто, овертайм – в порядке вещей, но если возникло какое-либо осложнение, игра в овертайме может привести к ошибкам. Поэтому важно управлять основным временем, принимая ключевые решения, и максимально быстро находить самые простые мувы.

Если вы новичок, время, как правило, для вас совсем не проблема, но чем глубже вы погружаетесь в игру, тем больше времени вы тратите на мышление. Таким образом, к пику моей карьеры игрока в Го у меня начались проблемы со временем – то, что ранее никогда не случалось. Часа больше не хватало, так как  иногда я тратил около 15-20 из этих 60 минут на обдумывание только одного очень тяжелого мува.

В конечном счете, я понял, что, когда я брал так много таймбанка, я почти никогда не анализировал, а агонизировал. Конечно, я мог потратить пять минут на анализ, десять в лучшем случае, но в тот момент я столкнулся с лимитом того, сколько мувов наперед я мог обдумывать за раз. На этом этапе я находил два мува, которые, как казалось мне, имели одинаковый результат, и застревал. И всё, что я мог делать, это возвращаться к началу и обдумывать всё снова и снова, наступая на одни и те же грабли в одной и той же точке принятия решения.

Всё это было лишь бессмысленной тратой времени, ведь через пятнадцать минут я был настолько же не уверен в своем решении, что и за пять минут размышлений. Иногда повторное обдумывание мува может неким образом открыть глаза, но если вторая попытка имела такой же результат, что и первая, третий, четвертый или пятый заход на тот же круг не дадут ровны счетом ничего. В этом случае ваша краткосрочная память работает против вас. Чем больше раз вы переходите от мысли А к мысли Б, тем более сильной становится эта связь. Образно говоря, это как ходить по кругу в грязи, когда ваши ноги с каждым кругом все глубже и глубже погружаются в эту грязь. Если вы не смогли выбраться за первые несколько кругов, дальше все будет только усугубляться.

В конце концов, я понял, когда заканчивается анализ и начинается размусоливание, и научился выходить из этого замкнутого круга. Если все варианты казались плохими, я просто выбирал наименее плохой, а если два варианта были одинаково хорошими, я выбирал тот, который казался мне более интересным. И именно так я справлялся с этой проблемой.

«Агонизирование» в покере

В онлайн-покере нет времени на размусоливание, потому как ваш ход всегда ограничен временем. Между тем, в оффлайн-покере это возможно, но у вас не будет столько времени на обдумывание решения, как в Го. Если вы будете думать слишком долго, в конце концов, кто-то нажмет на часы за вас и остановит вашу агонию. Но лично для вас это не будет иметь каких-либо последствий, за исключением, возможно, появления недоброжелательных отзывов со стороны ваших оппонентов, если вы будете делать так слишком часто.

Это не означает, что агонизирование не является проблемой для игроков в покер. На самом деле наоборот, и наиболее разрушительно это проявляется вне столов, когда мы садимся разбирать нашу игру и задерживаемся на нескольких важных или проблемных руках.

Для анализа сессии нет никаких временных ограничений, но в сутках всего 24 часа, а у большинства из нас есть и другие дела, кроме разбора покерных раздач. Мысли об одной руке не дают думать о другой. Это то, что экономист-психолог может назвать «упущенной выгодой мыслей». Если вы долго думаете над одной рукой, вы никогда не сможете провести серьезный анализ другой руки, из которого вы могли бы что-то узнать.

Есть несколько причин, по которым привычка агонизировать в покере вреднее, чем в Го. В Го тот факт, что два мува кажутся вам одинаково хорошими, не делает их таковыми. Здесь есть много переломных моментов. Мув, который едва сохраняет группу камней может быть решающим, в то время, как очень похожий мув, которому почти удается спасти камни, может привести к досрочному завершению матча.

Если мы думаем о покере с точки зрения EV, мучительным будет выбор между двумя мувами, EV которых на самом деле очень близко в долгосрочной перспективе. Конечно, колл огромной ставки на ривере, когда у вашего оппонента оказывается натс, может быть катастрофой, но если выбор между коллом и фолдом кажется тяжелым даже после тщательного анализа, вполне вероятно, что у оппонента в этой ситуации достаточно часто будет блеф, чтобы в долгосрочной перспективе колл был безубыточным. Поэтому, когда ваш анализ превращается в агонию, фактическая разница в долгосрочной прибыли двух мувов может быть не такой большой, как кажется на первый взгляд. Если это так, лучше потратить время на поиск более крупных и очевидных ликов в другом месте, чем беспокоиться о нескольких десятых долей большого блайнда в EV в определенной ситуации.

Однако не всё так просто. Так как покер - игра неполной информации, лучшими стратегиями, как правило, будут смешанные стратегии. В игре с полной информацией, такой как Го, лучший мув всегда будет самым лучшим, но в покере, когда велью двух или более мувов кажутся очень близким, выбор между ними в случайном порядке будет лучшим, какой вы только можете сделать. Другими словами, раздумывая над трудной ситуацией, и убеждая себя, что мув А хуже мува Б, вы только вредите своей игре, так как на самом деле вы должны иногда выбирать мув А, а иногда мув Б.

Таким образом, когда мы анализируем свою базу, чем больше различных ситуаций мы разбираем и чем меньше времени мы тратим на каждую из них, тем больше выгоды мы получаем из этого анализа. Если вы рассматриваете ситуацию на терне, и вам кажется, что бет-фолд, чек-колл и чек-рейз – одинаковы по EV, вы должны остановиться на этом, так как правильным решением будет миксовать все эти мувы в своей стратегии.

Конечно, если ваш уровень достаточно высок, и вы хотите изучать GTO, вы могли бы рассчитать правильную частоту для каждого из этих мувов. Однако для подавляющего большинства из нас достаточно просто понимать, что мы не должны останавливаться лишь на одном варианте, а иметь в своем арсенале все возможные мувы, доверять своей интуиции и препятствовать искушению поагонизировать после сессии.

Читайте также: