HUDы, то есть статистические программы, собирающие и впоследствии выводящие данные на игроков за вашим столом, появились значительно позже изобретения покера. Однозначную дату сейчас выделить сложно, но HoldemManager, одна из наиболее ныне известных и популярных программ, появилась в 2007 году.

 

С тех пор утекло много воды, а покерное программное обеспечение стало значительно более продвинутым и мощным. Программы стали выдавать не только простую статистику на ваших оппонентов, но и стали способны давать продвинутые данные, зависящие от улицы и экшна в раздаче. В ряде дисциплин появились программы, способные подсказывать вам решения; другие на основе статистики стали выдавать нотсы.

 

Но основная функция HUDов осталась всё той же – это базовая информация о тенденциях игроков в наиболее часто встречающихся ситуациях.

 

Решению главной проблемы HUDов - необходимости обильного количества игровой истории, чтобы данные на игрока были репрезентативны и правдоподобны, - поспособствовало появление майнинга (игровой истории, которую за игровыми столами собирают автоматические программы). С его помощью можно было получить тысячи и миллионы рук любого лимита по доступной цене, из-за чего у вас могло быть достаточно информации практически на любого игрока вашего лимита.

 

Зачем HUD?

Вопрос довольно простой, и если в первое время после его появления он мог быть спорным даже для некоторых регуляров, то теперь даже практически полные новички способны мгновенно осознать его полезность.

 

Наличие информации об игроке – это способ на лету перестраивать свой игровой стиль, делая его максимально эксплуатирующим относительно конкретного игрока или игроков. Он даёт вам возможность лучше понимать диапазоны оппонента и его тенденции в различных ситуациях.

 

Всё это, в свою очередь, приводит к тому, что вам становится необходимо меньше размышлять о многих типичных ситуациях, ведь в них может быть достаточно знать тенденции оппонента, чтобы принять решение, наиболее близкое к правильному.

 

Последние тенденции в деле HUDов

Покерные операторы в последнее время начали морщить носик при разговорах о статистических программах, выдающих данные за столами.

 

PokerStars решили ограничить то, какую именно информацию вам разрешено получать от статистики. Под запрет попала информация, которая выдаётся вам в зависимости от происходящего экшна за столом, а также различные продвинутые чарты.

 

PartyPoker пошёл ещё дальше и решил просто разом запретить все HUDы.

 

На Unibet HUDы запрещены уже довольно давно, а некоторые регуляры этой комнаты даже положительно высказывались о данном событии. Верить им или нет – вопрос, на который вам стоит ответить самим.

 

В некоторых румах, типа PokerDOM или RuPoker, статистические программы просто не работают изначально. Для ряда комнат существуют специальные конвертеры, позволяющие сначала преобразовать руки, а потом и вывeсти статистику за столы.  

 

Переоценивание пользы HUDов

Данные, которые вам выдает HUD, говорят о том, насколько часто тот или иной игрок совершает определенное действие. Но слабые регуляры могут не чувствовать разницу между этим утверждением и его связью с диапазонами. Трибет в 9% не означает, что ваш оппонент будет трибетить топ 9 % его префлоп диапазона.

 

Стив Маклахлин, директор PokerTracker, писал о том, что наиболее «популярная» функция его программы несколько переоценена. И хотя у нас ровным счётом 0 причин верить мнению человека, который больше всего боится, что его программу могут запретить, всё-таки выложим его мнение:

 

«Совсем недавно я разговаривал с Мейсоном Малмутом, владельцец 2+2. Мы посмеялись над диапазонами, и том, как они могут быть неверно восприняты игроками. Я достал визуализатор диапазонов холдема и отфильтровал к трибетам. Процент 3бет потов был 9.6%, что означает, что оппонент трибетит 9.6% времени, так что каков его диапазон?

 

Малмут посмотрел на меня и сказал: «Ну, множество игроков подумает, что это и есть 9.6%, но это самовзвешенный диапазон, и это совсем не так. В реальности диапазон шире, и он не является взвешенным».

 

И он полностью прав. Более 43% рук могут войти в подобный диапазон в реальности!

 

Другая проблема может заключаться в том, что игроки будут отклоняться от их стандартного стиля по ряду причин: может быть они просто пьяны, а может ваш оппонент постоянно подстраивается, чтобы получить преимущество над тем или иным игроком. Статистика – это хорошая подсказка, но полностью на неё полагаться будет неосмотрительно».

 

И хотя по его словам очевидно, что он просто защищает свой продукт от нападок, зерно истины в его словах есть. Играя против регуляра (особенно в хедз-апах) необходимо помнить, что у этого человека на вас тоже имеется статистика, из-за чего он будет под вас подстраиваться, а значит он будет отклоняться от полностью «стандартного» стиля.

 

Используете ли вы HUD в полной мере?

Не менее распространенная проблема, связанная с использованием HUDов, это недостаточное размышление над проблемной ситуацией. По сути, HUDы – это как стереотипизация в нашей жизни, ведь они помогают принимать решения значительно быстрее, и, соответственно, тратить меньше ресурсов.

 

Но вы, как минимум, не робот, а во-вторых, не способны полностью придерживаться игры по статистике и смотреть на каждую раздачу, как на одну из миллиона.

 

«Статистический автопилот» приводит к большому количеству ошибок, и способен сбить вас до уровня С-игры. Возможно, просматривая свою игровую историю, вы недоумеваете: что это за розыгрыш и кто его сделал? Это сделал ваш автопилот, помноженный на статистику.

 

Следите за подобными вещами и не позволяйте себе расслабляться, думая, будто в случае чего наверстаете всё, просто посмотрев общие тенденции игрока.

 

Ваш скилл берётся не из HUDа

Данные – это прекрасно, и они являются прекрасным основанием для выстраивания общей стратегии. Но они, тем не менее, не является основополагающим фактором вашего успеха. Ваши покерные заработки – это прямое следствие вашего игрового уровня (если вы только не играете турниры на старзах – в этом случае вы просто грустно вздохнёте над этой фразой).

 

В принципе, было бы интересно посмотреть на одного и того же игрока, отыгравшего одинаково большую дистанцию сначала с HUDом, а потом без (если только он не гриндит по 40 столов). Но это сложно, поскольку много кто воспримет такой эксперимент как минус EV, да и потом, с большей дистанцией увеличивается и ваши навыки.