А что, если посмотреть на спор между «мультитейблерами» и «одностоловиками», не обращая внимание на вопрос «подходит она каждому или не подходит», игнорируя рассчеты "сколько приносит такая манера игры сегодня или приносила вчера"? Вместо этого рассмотреть вопрос о выгодности той или иной стратегии при столкновении с другой стратегией и при ее столкновении со своей копией.

Разница между многостоловым игроком и одностоловым – в возможности принять или не принимать вызов другого сильного игрока. Речь идет не о бамхантинге в чистом виде – попытку выдавить сильного оппонента с рыбного места предпринимать будут все. Разница – в готовности сражаться за рыбу до последнего или платить за борьбу минимальную сумму с ограничениями потерь.

То есть каждый игрок выбирает - играть много столов или мало - не из своих склонностей, экономических прикидок долларов в час, или психологических копаний в умении концентрации и т.п., (это все имеет значение, но пока не будем рассматривать эти проблемы) а именно исходя из выгодности  стратегии в конкретный момент.

Допустим, что многостоловой игрок умеет открывать массу столов одновременно без ущерба для качества принимаемых решений. Тогда разница в прибыльности на определенное количество рук между регуляром-многостаночником и регуляром-одного стола будет объясняться именно числом (вероятностью) столкновений с регулярами и мат.ожиданием такого столкновения, которое будет меняться в зависимости от стратегии, выбранной другим регуляром. 

Мне легче позаимствовать термины и примеры у Мейнарда Смита, разработавшего теорию «эволюционно-стабильных стратегий». 

У каждого игрока есть выбор – в схватке за добычу применить стратегию «голубь» или стратегию «ястреб».

«Голубь»  - демонстрация готовности вступить в бой, занимающая долгое время, и отступление при обострении ситуации.

«Ястреб» - готовность драться до последнего.

Обозначим в баллах приобретения и потери. Баллы – комплексная единица, включает в себя и затраченное время, и материальные активы, и эмоциональные переживания.

50 – стоимость добычи.

10 - штраф за длительное противостояние.

100 – цена ущерба в битве «до последнего».

Допустим, в сообществе сильных игроков все придерживаются стратегии «голубь», все играют по одному столу, поедают добычу и отступают при виде другого агрессивного игрока, когда тот проявляет неуступчивость и агрессию.

При столкновении на одном столе двух «голубей» цена игры оказывается такой – один получает 50 в виде добычи, теряет 10 в ходе демонстрации готовности к драке. Другой, отступая с поля боя, несет ущерб в 10 баллов.

Мат.ожидание «голубя» при столкновении с таким же «голубем» 15 балов.

И тут в сообществе появляется первый «ястреб». Он не уступает место боя «голубю», готов драться до последнего, перемыв весь свой капитал в рейк. При столкновении с «голубем» вся добыча остается ему, он всегда получает свои 50 баллов.

Очевидно, что стратегия «ястреб» имеет преимущество перед «голубем». У «голубя» всегда остается 0 после встречи с «ястребом» - он не несет ущерб, так как сразу покидает поле боя.

Стратегия «ястреб» становится образцом для подражания. 

В сообществе становится все больше «ястребов», они начинают сталкиваться между собой. Цена их столкновения – у одного остается минус 100 в виде тяжелых потерь, у другого – добыча в 50 баллов.

Мат.ожидание «ястреба» от встречи с таким же «ястребом» - минус 25.

Все это время последний «голубь» имеет 0. Эта стратегия избегания битв начинает давать преимущества в сложившейся ситуации.

То есть стратегия «ястреб» является лучшей, если большинство придерживается стратегии «голубь». Но, как только стратегия «ястреб» становится правилом хорошего тона, «голуби» оказываются в лучшей ситуации.

Выбор – играть только тщательно отобранные столы и выходить из игры, когда появляется оппонент с опытом, именем, статами, репутацией, или оставаться в игре и пусть кто-нибудь попробует отобрать законную рыбу – будет удачным при непопадании в сложившуюся тенденцию.

Повторюсь еще раз - в данной модельке «ястреб» или «голубь» - это не постоянное свойство игрока, не выбор, обеспеченный какими-либо личными качествами – усидчивостью, способностью сохранять концентрацию, умением систематизировать и т.п. и т.д. Это выбор стратегии при следующем действии.

Система придет в равновесие при определенном соотношении числа «голубей» и числа «ястребов». Тогда их мат.ожидание будет примерно одинаково.

В природе неразумные создания сами находят оптимум – каждая птица с вероятностью около 5/12 выбирает стратегию «ястреб».

Людям труднее чем птицам – у них есть мозг и они им пользуются, чтобы найти способ выбрать жесткую линию поведения, создать правило, выработать собственную догму, которая объяснит собственные вчерашние успехи и позволит надеяться на то, что вчерашний успешный ход принесет не меньший успех сегодня.

Но может быть, попробовать не думать, а просто посмотреть - что делает большинство. Может, надо поступить по-другому?

Весь удачный опыт лучших – это удачный опыт вчерашнего дня. Этот же опыт может быть хорош завтра. Но не сегодня.

Если все регуляры открывают по 20 столов и сражаются за последнюю рыбу до последнего, надо играть один стол.

Обратное тоже верно.

2.

Можно посмотреть на спор о «многостоловой» игре и как на спор о разрешении «трагедии общин»…