Мать поражения.

Заранее извиняюсь. Здесь про покер мало. Больше - про войну. И предсказуемость оппонентов. Если вне сферы интересов, не читайте, о.к.?

И - "это только размышлизмы" : ) Я никак не хочу выглядеть как претендент на звание военного историка. Просто какие-то анaлoгии мне показались уместными.


Наверное, ничто так быстро не приводит успешного игрока к поражению, как недооценка «обучаемости» оппонента. Успешный игрок вновь выполняет один раз найденный  алгоритм успеха, и это приводит его к сокрушительному поражению.  Пожалуй, лучшим доказательством этого тезиса здесь будет не рассказ о какой-то партии в матче, раздаче в сессии, или розыгрыше в сете. Пример из истории, где цена вопроса измерялась не дeньгами или спортивными очками.


Вторая мировая война, кампания на Тихом океане, 1943 год. Японцы проводят оборонительные операции на островах, бомбардируют аэродромы, эвакуируют войска, усиливают гарнизоны и их снабжение там, где намерены сражаться. Американцы пытаются сорвать снабжение и готовят свои десанты.


Японцы проводят конвой к острову, который должен стать местом следующей битвы. Проводка удачная. На следующий раз операция повторяется вплоть до последней мелочи – количество судов, груз, его размещение, маршрут, скорость движения, расстояние между судами... и алгоритм, который приводил к успеху, становится алгоритмом разгрома.


Американцы посылают свои корабли и самолеты в лучшее время и лучшее место, громят конвои, уничтожая и суда сопровождения, и транспорты.


Японцы опять ищут удачный алгоритм - количество судов, груз, его размещение, маршрут, скорость движения, расстояние между судами… Находят. Первый успех. Повторяют свои действия, и вновь терпят сокрушительное поражение. 


Такая предсказуемость идеальна для американцев. Мало того, что они громят конвои, так еще и достигают эффекта, не используя лишних «телодвижений». Высылается ровно столько кораблей, сколько нужно для разгрома этих предсказуемых оппонентов. Ведь понятно, что японцы будут все делать точно так, как у них получилось в прошлый раз.


Вот отрывки из воспоминаний командира японского эсминца Тамеичи Хара:


«…Мы должны были следовать через бухту Велла, которую в штабе считали «достаточно безопасным маршрутом», памятуя об успехе предыдущего рейда «Ариаке» и двух его товарищей.

Я не разделял этого оптимизма, поскольку уже имел много случаев убедиться в том, что повторение одной и той же тактической схемы всегда приводит к самым печальным результатам. Мы не могли надеяться на то, что противник по-прежнему из любезности к нам будет впустую тратить время и топливо…. Почему-то в штабах упорно считали американцев дураками, и огромное количество горьких примеров не шло командованию впрок…

...Мы должны пройти через бухту Велла, затем — через пролив Блэкетта и разгрузиться на якорной стоянке Коломбангары в 23:30. Точно, как в прошлый раз...

на предложение хоть что-то изменить следует ответ:


— Хара, — ответил командир 4-го дивизиона, — я понимаю и разделяю ваше беспокойство. Но приказ уже отдан. Если изменить в нем любую деталь, это повлечет за собой большие изменения во всех его составляющих, особенно во всем, что касается связи... С другой стороны, если пролив Блэкетта с его рифами и мелями опасен для нас, то он в равной степени опасен и для противника. Их катера могут, не обнаружив нас, выскочить на камни…»


Оппоненты считаются дураками. А еще есть надежда, что нам повезет, а им нет…

Единственный эсминец, который выжил в  бойне, которую устроили американцы, был эсминец Хара.  Он позволили себе маленькое тактическое разнообразие – держал дистанцию между впереди идущим эсминцем не 500, а 1000 метров. Он первым заметил атаку американцев, первым начал маневрирование, первым начал торпедную атаку. Позднее корабль прозвали «Несокрушимый».


У японцев был хороший игрок. Мало кто из авторов мемуаров или исторических исследований не упомянул, что командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото был умным и азартным игроком в покер. «День позора» США в Перл-Харборе, потеря американцами доброй трети Тихого океана - вот результат действий этого игрока. Конечно, Ямамото «исполнил» в сражении у острова Мидуэй, разбросав силы по всему океану, вместо того, чтобы сыграть одним стеком. Но это все равно была хорошая игра, по крайней мере, с равными шансами на успех.

Но Ямамото был один, потом он погиб, и японцы искали свой «золотой ключик», находили и… продолжали терять свои корабли и транспорты.


«…мои мысли постоянно работали над анализом допущенных в последнее время ошибок. Главной из них я считал повторение тактических приемов без учета изменения обстановки и убеждения в том, что противник будет постоянно играть по предложенным нами правилам. Так, бомбардировка Гуадалканала, предпринятая в октябре адмиралом Курита с линкорами «Конго» и «Харуна», удалась, а месяцем позднее, когда адмирал Абе с линкорами «Хийя» и «Киришима» хотел повторить подобную операцию, не только не удалась, а привела к гибели обоих линкоров. Эвакуацию Гуадалканала удалось провести фактически без потерь, а переброска войск на Новую Гвинею закончилась катастрофой…»


Нет, определенно, предсказуемость, когда имеешь дело с одним и тем же, причем «обучаемым» оппонентом, самая надежная дорога к поражению. 


А.П. тысяча извинений всем, кому я не ответил на письма, или ответил не вовремя.

Здоровье - :( Пришлось резко сократить время за компьютером : (