Невероятно, уже десять лет миновало со старта знаменитой киноэпопеи! Естественно, фильм за это время менялся, рос вместе со своей аудиторией. Мне же повезло попасть именно в то поколение, для которого все эти фильмы и снимались. А было мне тогда 9 лет, когда вышел первый фильм, «Философский Камень». Захватывающие приключения трёх юных ребят в мире, полном тайн и волшебства, страшных чудовищ и добрых волшебников. Добрая, немного наивная сказка – тогда оказалась одним из любимейших фильмов моего детства: кто тогда тайком не мечтал, чтобы к нему однажды летней ночью прилетела сова с приглашением в волшебную школу Хогвартс?


7.5/10 (со скидкой на возраст)

Вторая часть, «Тайная Комната», покасалось мне в свое время несколько мрачноватой и сумбурной (возможно, потому, что смотрел я в своё время экранку на VHS-кассете), хоть и снятой примерно в том же ключе.

6/10 (со скидкой на возраст)

«Узник Азкабана» я и по сей день считаю лучшим фильмом в серии, с пол-года назад фильм был мною пересмотрен, и своего мнения я не изменил. Альфонсо Куарон, режиссёр фильма, полностью пересматривает концепцию серии. Картина становится мрачнее, появляются действительно пугающие и жуткие дементоры, появляется Сириус Блэк – замечательный персонаж в исполнении Гэри Олдмена. На фоне этого – внятно рассказанная (к сожалению, в последний раз), динамичная история. В конце концов, просто потрясающая картинка (особенно удались сцены полнолуния), замечательный саундтрек.

8/10

Новый фильм – новый режиссёр. Майкл Ньюэлл, конечно, умеет снимать веселое фэнтези (см. его последнего «Принца Персии»), но не более. «Кубок Огня» таким и получился – красочным, беспорядочным, бестолковым. Два часа все куда-то бегают, кричат, машут палочками, выстреливают обоймы фейерверков. На первый взгляд кажеться, что все то же самое, что и в третьем фильме – но нет, не хватает Ньюэллу, что ли, сил, чувства стиля, чтобы стянуть весь этот хаос в тугой пучёк пугающе-весёлого безумия, как это получилось у Куарона.

7.5/10

Планка качества зрителей не устраивает (мда, на фоне Куарона тяжело кого-то чем-то удивить, хотя лента Ньюэлла – сейчас моя любимейшая после «Узника...»). Тут-то на сцену и выходит Дэвид Йейтс, снявший все последующие части сериала. Новый режиссёр – новый почерк. Фильмы с пятого по седьмой действительно сняты в одном ключе, «Дары Смерти: Часть Первая» же является квинтэссенцией всего того, что нам преподнес Йейтс, на ней я и остановлюсь поподробнее. Спору нет, его фильмы офигенно красивы. Густая, гнетущая атмосфера отлично соответствует вполне серьёзным вещам, творящимся на экране, это уже далеко не та добрая сказочка, что и 8 лет назад. Пейзажи природы так и вообще свыше всяких похвал. Но вот беда: кроме них в Гарри Поттере 7.1 ничего больше нет! Конечно, в первоисточнике первую половину книги герои только и делали, что бегали от пожирателей смерти с полянки на полянку, но, чёрт возьми, кто просил Йейтса дословно экранизировать книгу?! Тем более, что и с этим он справился кое-как: седьмая книга насквозь была пронизана жуткой идеей о подготовке Гарри к самопожертвованию, но нет, Йейтс решил целиком оставить эту идею на потом.

Кстати, дословно ли экранизирована книга – это тоже очень спорный вопрос. Оригинал предполагал, что зритель знаком со всей серией книг. Тут же Йейтс не может определиться, для кого он снимает: для фанатов Поттерианы? Но чуть ли ни каждая реплика любого персонажа заканчивается тем, что Гарри переспрашивает последнее слово, чтобы случайно попавшему на киносеанс человеку всё разжевали и объяснили, что тут вообще происходит. Фанаты зевают, они и так всё это знают, остальным же от этого не легче, вселенная к седьмой части уже порядком подзагружена, парой реплик всего не прояснить. Как результат – диалоги большей частью не информативны, сюжет продвигается вперед черепашьими темпами. Можно было бы не дать заскучать зрителю, разнообразив фильм весёлым экшеном , но его в фильме почти нет. Могло бы выйти нечто наподобе «Книги Илая», которая выехала на очаровательной атмосфере постапокалипсиса (нет, ну чем не экранизация «Фоллаута?»), но малейшие попытки Йейтса сгустить краски разбиваются о рифы совершенно нелепых и неудачных шуток, понатыканных тут и там. И да, зачем вообще было разбивать фильм на две части? Всем и так ясно, что всё спокойно умещалось в хронометраж одного двухсполовиной часового фильма. Ах, ну да, два фильма соберут в прокате 2 миллиарда долларов, а один собрал бы лишь 1 миллиард.

В общем, с пятой по 7.1-ю часть получают от меня 3/10

Неужели так грустен финал некогда так бодренько начавшейся киносаги? Удивительно, но нет. «Дары Смерти: часть два» – по сути, та же первая часть, но с заменой всех прогулок по лесу на очень бодрый и качественный экшен. Результат – потрясающий, фильм банально не даст заскучать. Собственно, претензий к фильму практически не остаётся: это всё ещё временами ненужные диалоги (до сих пор не понимаю, зачем нужна сцена с Олливандером, описывающим палочки), но основная – это трио главных героев. Если раньше это и были милые, симпатичные детишки, подкупающие зрителя одной своей детской добротой и наивностью, то теперь они превратились в двадцатилетние пеньки, буратиной слоняющиеся перед камерой. При том, что почти весь остальной актёрский состав восхищает: чего стоит одна Гермиона, обернувшаяся Беллатрисой, походящей на Гермиону! (О, как запутанно! Посмотревшие фильм поймут.) Ну и наконец-таки получил побольше экранного времени мой любимец Алан Рикман в роли Северуса Снегга. 

Огромнейшим промахом же считаю главного злодея всей серии, Волан-де-Морта. Сравните, скажем, с Дартом Вейдером (Вескером, Сарой Кэрриган, Джокером): Вейдер – могучий воин, великий стратег, он хладнокровен, рассчетлив, уверен в себе. Такой персонаж сразу же вызывает как минимум уважение зрителя. Что же в нашем случае? У Волан-де-Морта всё время всё идёт не по плану, он через каждые пять минут срывается, психует, устраивает истерики. Он попросту жалок. Завоеватель мира? Тёмный Владыка? В мире есть только одному Тёмному Владыке, и, увы, оно уже занято товарищем Палпатином, которому Волан-де-Морт не годится и в подмётки. Самое же удивительное, что в книге Волан-де-Морт казался гораздо более хладнокровным и сдержанным: трудности экранизации (см. кривизны рук режиссёра), не иначе.

Всё же, в итоге получилось вполне неплохое завершение окталогии. Не шедевр, но на фоне предыдущих четырёх фильмов – здорово, эпично, весело, получился очень добротный летний блокбастер. 


7/10