“Сэр, это прорыв!” – провозгласил  молодой человек, лет тридцати пяти, бросая на стол увесистую пачку документов. Он был молод, подтянут, и выглядел очень бодро. Обращался он  к седому пожилому человеку, вольготно расположившемуся во главе огромного стола для переговоров.

Пожилой мужчина пожевал губами, посмотрел на брошенную пачку документов, потом перевел взгляд обратно на посетителя и произнес: “Брайан, ты сейчас о чем?”

- Сэр, разработан, оттестирован и готов к промышленной эксплуатации новый генератор случайных чисел для нашего покер-рума!
- Ого, куда ты хватил! А не ты ли, не так давно меня убеждал, что наш ГСЧ идеален и соответствует всем нормам?
- Да, наш ГСЧ идеален. Но вся идея в том, что нам не нужен идеальный ГСЧ. То, что нам нужно, мы, наконец, создали. Мы назвали его “Мудрый ГСЧ”.

Пожилой мужчина, мистер Трейд, поморщился. Его раздражали подобные названия, от них разило пафосом на несколько миль.

Беседа велась в просторном кабинете, со светлыми стенами. Одна из стен, противоположная от входной двери была целиком из стекла, за ней открывалась захватывающая дух перспектива мегаполиса. Посреди огромного кабинета стоял стол для переговоров на десять мест.

- Ну и в чем его “мудрость”?
Брайан сел на один из стульев, и подвинулся ближе к собеседнику. 
- Плюсовые регуляры, - не громко произнес он.
- Что?
- Мы называем плюсовыми регулярами игроков которые играют в покер лучше основной массы, и которые играют не просто так – игра зачастую является их единственным источником доходов. Они специализируются на этом, день за днем проводят за игрой, за анализом игры, они шлифуют свое мастерство,  оставляя все меньше шансов выиграть начинающим игрокам, и игрокам которые играют для удовольствия.

- Брайан, давай дальше, ты говоришь, так как будто я не знаю всего этого.

- Хорошо. Я и коллеги уже давно ломаем голову, каким образом лишить их этого заработка, так что бы ни навредить, ни нам, ни индустрии в целом.  Мы не можем просто запретить им играть, мы не можем отлавливать и блокировать их аккаунты, каждый раз нужен предлог, и они тут же открывают новые аккаунты. И вот, наконец, мы нашли способ – мы разработали новую, уникальную систему – “Мудрый ГСЧ”, он в автоматическом режиме немного меняет вероятности появления некоторых карт,  против некоторых игроков, в некоторых ситуациях – и оп! эти супер игроки не имеют уже большого преимущества перед остальными игроками.

- Но ведь это мошенничество, не так ли? – промолвил мистер Трейд. Он прекрасно знал, что Брайан ждал этот вопрос, и ему было интересно, какой ответ был заготовлен.

- Сэр. Наша компания организует культурный отдых для многих тысяч людей по всему миру. Мы вкладываем огромные средства в развитие покерной индустрии, в разработку удобного и безопасного программного обеспечения, занимаемся привлечением новых игроков, содержим целый штат сервисной службы. А эти “ПРО-игроки” высасывают дeньги из карманов наших игроков, из нашей компании, из индустрии в целом. Они приходят на все готовое, используют наше программное обеспечения для заработка, пользуются привлеченными нами игроками, а что дают взамен? Ничего. Лишь выводят и выводят дeньги. И это всего пять процентов всех игроков. Посмотрите на эти цифры, - Брайан пододвинул мистеру Трейду лист бумаги, - это общее количество дeнeг, которое вывели плюсовые регуляры за последний финансовый год.

- Хм…  Но ведь они платят рейк.

- Все средства и так прекрасно перемелются в рейк остальными игроками. Да, все остальные игроки тоже иногда выводят дeньги, особенно после крупных выигрышей, но потом неизменно делают депозит. Вновь и вновь. И я предлагаю перекрыть золотой ручеек для плюсовых регуляров. Пусть просто молотят нам рейк и уходят ни с чем. Тем более что все уже готово. Система протестирована и ожидает запуска.

- Слушай, Брайан, а на каком оборудовании вы проводили разработку и тестирование? Я так понимаю это должно быть задача не из простых и требуются вычислительные мощности, а ты все время ноешь, что не хватает мощности для продуктивной системы, которая сейчас в работе?

- Полгода назад мы произвели большую закупку серверного оборудования, вот часть мы определили для продуктивной системы, а часть отдали для тестирования и наладки “Мудрого ГСЧ”. Уже тогда он был почти готов.

- Погоди, но ведь тогда ты утверждал, что все закупаемое необходимо для продуктивной системы. Что это необходимо что бы пользователи не жаловались на медленную работу приложений.

- Мистер Трейд, я просто не хотел Вас беспокоить по мелочам. В случае сворачивания проекта “Мудрый ГСЧ” мы все равно бы направили это оборудование для продуктивной системы.

Мистер Трейд хмыкнул. Брайан ему очень нравился. Он напоминал ему его самого в молодости. Такой же наглый, такой же хваткий, и такой же радеющий за дело. Мистер Трейд не подавал виду, но на самом деле он уже заранее был согласен с Брайаном, и давно уже доверил ему все свои дела. Ему просто нравилось, что бы его уговаривали, что бы ему доказывали. Да и потом, пусть не расслабляется.

- И кто же его разработал? Опять кто-то из твоих, безумных гениев, такой же, как и они все,  волосатый и не бритый? Ох уж мне эти гении из твоего “подвала”.

“Подвалом” все называли технический отдел, за то, что он находился несколькими этажами ниже и немного в стороне, имел отдельный лифт и вообще был обособлен от основного офиса.

- Шон и его исследовательская группа. Шон Рэдлл., - Брайан заулыбался, - Да, у него длинные волосы, но от него одного пользы больше чем от половины всего административного состава.

- Ну, ну, не зарывайся. Я бы хотел с ним поговорить.

-  Я так и подумал, что Вы захотите его видеть. Он в приемной. Но прежде чем я его позову, зная Ваше отношение к корпоративному стилю одежды, я бы хотел Вас предупредить. Он без костюма и без галстука. Сэр, это не просто технари, это люди творческие, их нельзя ужимать в мелочах, иначе они просто не смогут творить. Я взял на себя смелость позволить им так ходить, тем более что они обычно не выходят за пределы своего “подвала”.  В общем, сильно не пугайтесь.

Брайан потянулся в центр стола к переговорному устройству и нажал на кнопку. Включилась громкая связь.

- Да, мистер Трейд, - прозвучал голос секретаря.
- Сьюзан, это Брайан.
- Слушаю, - голос Сьюзан сразу потеплел.

Мистер Трейд усмехнулся. Было время, когда он тоже имел успех у женщин.

- Лапочка, - сказал Брайан, -  там у тебя сидит мистер Редлл, пригласи его сюда, пожалуйста.
 - Хорошо, - Сьюзан отключилась.

Дверь отворилась, и вошел грузный мужчина с длинными волосами и черной как смоль бородой. Как и предупредил Брайан, на нем не было костюма, одет он был в джинсы с вытянутыми коленками и старенький свитер. Он неуверенно прошел вперед и сел на ближайший к нему стул.

- Ну что же,  - начал мистер Трейд, вид этого мужчины явно коробил его, - расскажите нам, что Вы там придумали. Только без воды, по существу, но простыми словами.

- Хорошо, -  Шон выпрямился, глаза его загорелись, и он принялся говорить, - Сэр, мы создали систему. Это программно-аппаратный комплекс. Вся система состоит из трех частей. Первый модуль это система которая умеет определять плюсовых регуляров, она выделяет их из общей массы игроков…

- Погоди, - перебил его мистер Трейд, - что же здесь сложного? У кого профит большой тот и регуляр.

- Да, так и было до сегодняшнего дня. Но если мы начнем с ними бороться, система начнет автоматически лишать их прибыли, как мы их потом будем определять? Мы очень долго ломали на этой задачей голову. И нашли решение. Мы решили использовать для этой задачи нейронные сети. Кстати, от всего отдела и от меня лично разрешите Вас поблагодарить за то, что разрешили приобрести нам аппаратные нейроускорители. А то на программной модели далеко  не уедешь.

- Нейроускорители? – брови мистера Трейда поползли наверх, - Брайан, это ты их собирался направить их в случае сворачивания проекта на продуктивную систему?

Шон заморгал глазами, пepевoдя взгляд с одного собеседника на другого. Брайан улыбнулся, отвел глаза от взгляда мистера Трейда и махнул рукой Шону, мол, продолжай.

- Так вот, - Шон еще немного помедлил и продолжил, - хоть у плюсовых регуляров и прослеживаются различные стили, все равно среди них есть схожие черты. В определенной игровой ситуации есть, как правило, наиболее выгодное решение, какое оно определить очень сложно, однако хорошие игроки чаще других находят это решение. Огромное количество таких решений собираются в базы данных, в них кроме обычных статистических показателей, собираются данные о стеках в раздачах, о том какие были действия за столом в раздаче, о том какие игроки еще присутствовали за столом. Все это важно, поскольку влияет на принятие решения регуляра.  Таким образом, у нас с одной стороны есть огромное количество исходных статистических данных разных игроков, а с другой стороны у нас есть на данный момент понимание, кто из них является выигрывающими регулярами, а кто проигрывающими игроками. И стоит задача по исходным данным, по действиям игрока в определенных ситуациях, а так же анализируя его обобщенные статистические показатели определить это плюсовой регуляр или обычный игрок. Как раз для этой цели мы используем нейронные сети. В задачах, в которых неизвестна функция, когда исходные данные преобразуются в конечный результат по неизвестным закономерностям, именно в таких задачах хорошо работают нейронные сети.

Итак, мы на вход нейронной сети подаем все собранные данные на игрока, про которого известно плюсовой регуляр он или заливаная рыба, простите за жаргон, и далее корректируя изменяемые параметры внутри сети добиваемся что бы выход сети принял нужное нам значение, в нашем случае нуль если обычный игрок, и единица если плюсовой регуляр. Далее мы подаем на вход данные на другого игрока и также меняем внутренние параметры сети добиваясь нужного выхода, меняем параметры и теже что на при первом игроке и другие, какие то оставляем неизменными, это все делает специальная программа. И при втором игроке мы добиваемся нужного нам результата. При этом заметьте, что после изменения внутренних параметров, при подаче на вход данных первого игрока мы получим не тот результат что нами нужен, а немного смещенный. Но оставим это пока.  Затем мы делаем тоже самое с третьим игроком, четвертым, и так далее. И так многие тысячи игроков. Затем мы возвращаемся к первому игроку и вновь добиваемся нужного нам выхода, меняя внутренние параметры сети, потом второго и так далее, все заново.  И таких повторений нужно сделать много раз, пока любого из этих игроков она будет безошибочно узнавать.  Этот процесс называется обучением сети.

Вся фишка заключается в том что при таком обучении сеть сама по себе отыскивает закономерности которые нам не видны, память ее не настолько огромна что бы просто запомнить весь обучающий массив, и без нахождения закономерностей она просто не сможет обучиться. И теперь, когда она обучена и нашла некоторые, неизвестные нам закономерности, если ей на вход подать неизвестного ей игрока, весь массив данных о его действиях, сеть с довольно высокой точностью может определить плюсовой регуляр это или нет. И если регуляр, мы сможем начать применять к нему дальнейшие меры. По сути, это называется распознавание образов. И нейронные сети отлично с этим справляются.

- Уф… Наворотил, - мистер Трейд вытер лоб, - ну хорошо, а если регуляры перестанут действовать обычно и начнут маскироваться, и делать всякие другие действия?

- Ну, тогда они отойдут от своей идеальной стратегии, если они не станут делать плюсовые действия, то сами потеряют свое преимущество над другими игроками. И наша, скажем так,  “помощь” будет уже не нужна.

- Хорошо, продолжай.

- Нейронная сеть будет работать постоянно и постоянно получать на свой вход исходные данные, и постоянно сообщать второму модулю нашей системы данные о регулярах.  Второй модуль системы это определение допустимого уровня вмешательства в распределение вероятностей. Над нами надзирают различные контролируемые организации …

- Ага, вот это интересно, - вновь перебил его мистер Трейд.

- Так вот они собирают статистику по очень многим показателям, в том числе какие карты выпадают вообще, какие карты выпадают конкретному игроку, как часто игроки докупают нужные карты и так далее. Эти организации следят, что бы мы играли честно. Мы тоже собираем всю эту информацию, и количество контролируемых параметров у нас гораздо больше, чем у них. Имея всю статистику, мы можем немного изменить вероятность в одном месте, потом в другом, и так далее,  постоянно контролируя при этом сводные параметры, так что бы в целом распределение выглядело случайным.  То есть, к примеру, два туза любому игроку будут сдавать как обычно, с обычной частотой,  просто плюсовому регуляру их будут чуть хуже оплачивать, в виду отсутствия приличных рук у оппонентов, либо же оппоненты чуть чаще будут докупать руку лучше, чем у регуляра на поздних улицах. Статистический сбор и анализ происходит постоянно и постоянно происходит обсчет допустимого вмешательства по каждому из плюсовых регуляров и данные передаются дальше в третий модуль системы. Так что при необходимости в этой информации задержки в ее получении не возникает.
Ну и третий модуль нашей системы это как раз корректировка вероятностей, и подбор ситуаций в которых это уместно делать.

- Погоди, а как же наш идеальный ГСЧ, мы, что зря за него столько дeнeг отвалили?

- Нет совсем не зря. Мы его и дальше будем использовать. ГСЧ как генерил числа так и будет. ГСЧ ничего не  умеет кроме как выдать случайное число в диапазоне от нуля до единицы. Ну, например, если нам надо вытащить случайную карту из колоды в 52 листа. Мы разбиваем весь участок от нуля до единицы на пятьдесят два равных отрезка, каждому отрезку соответствует своя карта, и далее получаем число из ГСЧ, и смотрим, в какой из отрезков попало это число, ту карту собственно и получаем. Если же из колоды мы раздали, скажем, десять карт, и в колоде осталось сорок две карты, участок от нуля до единицы делим на сорок два отрезка, и так же для других случаев. Теперь о том, как мы можем изменить вероятность выпадения нужных нам карт. Мы можем откладывать не равные отрезки! Ну, скажем, для примера, у нас в колоде две карты. Если мы хотим что бы вероятность выпадения первой карты была бы больше чем другой и составляла бы не 50%, а скажем 60%, мы просто откладываем для нее отрезок от нуля до 0,6. И если генератор выдаст нам число 0,55 мы будем считать что выпала первая карта. Вот и все. И так же во всем остальном. К примеру, нам нужно, что бы бубновое флешдро в какой-то конкретной раздаче имело вероятность закрыться немного больше, чем оно имеет обычно. В этом случае система просто немного увеличивает вероятность выпадения оставшихся в колоде бубновых карт, немного расширяя их отрезки, вот и все.

- Хм, а регуляры не заметят таких резких изменений в своем профите?

- Наши корректировки обычному глазу заметны не будут, а о том что бы программы их заметить не могли об этом будет заботиться второй модуль системы. Да и потом ввод системы рассчитан на целый год. В течение этого года мы постепенно начнем обрабатывать регуляров. Причем не всех сразу. Что бы одни подбодряли других, мол, ну, что ты плачешь, что у тебя даунстрик, вон у меня все нормально. И потом уже сейчас бытует мнение, что общая масса учится играть, и что все сложнее выигрывать. Все это пойдет нам на руку.

- А не помешает нам отсутствие плюсовых игроков? Как приманка, как цель для всех остальных.

- Нет. Все дело в том, что кратковременно будут выигрывать многие, дисперсия она никуда не денется. И потом не забывайте о том что есть турниры.  И турниры большие. Любой такой выигрыш привлекает внимание огромной массы людей, такие выигрышны и будут приманкой. Сэр, после внедрения этой системы, то есть после года ее постепенной интеграции, все дeньги плюсовых регуляров потекут на счета нашей компании.

- То есть ты хочешь сказать, что полностью сделаете из покера игру шанса, а не умения?

- Нет, конечно нет, - Шон очень рьяно запротестовал, - человек который совсем не умеет играть, конечно не сможет выигрывать. Просто мы оперируем очень тонкими материями, немного сокращая преимущество у слишком хороших игроков.

Воцарилось молчание. Мистер Трейд мерно постукивал пальцами по столу. Он улыбнулся, посмотрел на Брайана, потом перевел взгляд на Шона.

- Мистер Рэдлл, а Вы будете виски? – спросил он.

Шон посмотрел на Брайана, на губах того играла улыбка. Брайан еле заметно кивнул.

- Можно, - ответил смущенный Шон Рэдлл. Все знали, что это был знак высшего признания руководства.
Мистер Трейд поднялся и прошагал к шкафчику вмонтированному в стену. Распахнув дверцы, он принялся выбирать среди большого количества стоявших там бутылок.

- А ты, Брайан, выпьешь? – спросил мистер Трейд не оборачиваясь.

- А почему бы собственно и нет? -  весело отозвался Брайан, - сегодня у нас знаковый день, и не помешает выпить за здоровье нашего детища!

-----------------------------------------------------------------------------------

Ему нельзя расслабляться.  Он профессионал. Он профессионал высшего уровня. Темно. Тяжело. Это похоже на депрессию. На затяжную депрессию. Такого еще не было, четвертый  месяц подряд он закончил  в минус.  Он выключил монитор. Компьютер не выключал, просто хотел дать глазам немного отдохнуть. В комнате творился беспорядок. Он и забыл когда прибирался последний раз. Глаза немного привыкли к темноте, и он обвел глазами комнату. Задержал свой взгляд на плазменной панели. Дорогая вещь. Очень дорогая. А ведь она раньше его радовала, а сейчас он уже редко включает ее. А еще он подумал о своей машине. БМВ стояла в гараже, и пылилась. Нет уже ни времени, ни желания поехать с друзьями куда-нибудь в клуб. Да и дeнeг нет сейчас для этого. Дeньги…  Он вспомнил о неоплаченных счетах, и ему стало еще тоскливей.

Он вновь включил монитор. Форумы пестрят темами о подкрученном ГСЧ. Но он профессионал, и не может себе даже позволить такую мысль, а как порой хочется поверить во все это, во вселенский заговор, и списать на это все свои неудачи. Но нельзя. Надо работать. Да и потом темы о подкрученности ГЧС были на форумах во все времена. Он всегда смеялся над такими темами. 

Этот дом слишком дорог сейчас. Может ему временно переехать? Да, да, временно. Продать машину и переехать, пока он не восстановит доход на прежний уровень.

Протерев глаза,  он вновь запустил покерклиент.

-----------------------------------------------------------------------------------

-  Брайан, ты мне кажется, загибаешь! – возмущался молодой человек в сером костюме.
- Да как вы не понимаете, - настаивал Брайан, - ваш покеррум единственный, кто еще не внедрил у себя нашу систему “Мудрый ГСЧ”. Из крупных я имею ввиду.  Сейчас все регуляры переползут к вам, причем они даже не поймут почему они это сделали, выбор они сделают на подсознательном уровне, да понаблюдайте, это уже началось. У вас очень много игроков и мы не можем вас взять к нам на аутсорсинг как мы делаем с мелкими румами. Но мы можем внедрить такую же систему у Вас. Мы не возьмем с Вас дорого, мы и сами заинтересованы в том, что бы у регуляров не было нигде отдушины.  Иначе это портит весь климат.

В кабинете было пятеро мужчин – Брайн, мистер Трейд, еще один пожилой человек и двое молодых людей в серых костюмах. Переговоры шли уже несколько часов и все утомились.

Вдруг мистер Трейд поднял руку, все умолкли.

- Слушай, Джереми, - обратился он ко второму пожилому человеку, - сколько мы друг друга знаем? Полжизни наверно. К чему весь этот цирк? Мы ведь оба прекрасно понимаем, что ты внедришь у себя нашу систему, ведь остался только вопрос цены, ведь так?

- Хм.. Старый лис, тебя не обхитрить… - отозвался второй пожилой мужчина.

- Ну, раз так, - продолжил Мистер Трейд, - оставил тогда эти мелочи нашим парням. А мы с тобой пойдем в ресторанчик и пропустим по рюмочке - другой, как в старые добрые времена, когда мы были с тобой конкурентами и ненавидели друг друга.

- Да я тебя и сейчас-то не очень люблю.

И оба пожилых человека расхохотались.

- Брайан, давай, сдери с них побольше,- сказал мистер Трейд выходя из кабинета со своим пожилым собеседником, который, не желая оставаться в долгу прокричал уже из коридора: “Парни, не давайте им ни черта!”

Дверь затворилась, и было слышно, что за ней продолжились жаркие дебаты.