НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЦЕМ МАКСИМОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЦА МАКСИМА ЕВГЕНЬЕВИЧА

Я решил разбить разговор на несколько постов, чтобы не получились слишком длинные. Это первый


(Макс Кац): Итак, первый вопрос, наверное, самый простой, и многие люди спрашивали Вас уже об этом… Я разместил огромный пост о Лас-Вегасе в Интернете. Вы когда-нибудь бывали в Лас-Вегасе?

(Ян Гейл): Нет.

(Макс): Ну, он очень похож на Лос-Анджелес.  Очень много машин, тротуаров нет, общественного транспорта тоже.

(Ян): Да-да, я понял.

(Макс): Так вот, я разместил свою запись в сети, написав о том, что это один из городов, которые не предназначены и не приспособлены для жизни людей. И те, кто прочитал этот пост, начали говорить: хорошо, этот город для машин, но еще и для людей, которые в этих машинах ездят. Так в чем же тогда смысл делать город таким, чтобы он был приспособлен не для машин, а для пешеходов? Чем этот вариант будет лучше?

(Ян): Во-первых, на протяжении всей истории человеческих поселений люди перемещались по городам пешком, а уже позже и на велосипедах. И все наше общение и социализация происходит именно тогда, когда мы ходим сами. Поэтому если город является местом общественной жизни, где общаются люди, мы должны вылезать из своих машин. И если вы заходите в здание, то это место является частной собственностью, но на улице это же самое место будет общественным. На самом деле существует масса причин. Здесь можно сказать и о том, что у нас закончится топливо через каких-то тридцать лет, поэтому мы должны найти какую-то замену нефти. Но самое важное то, что уже доказано, что самые лучшие города на земле – это те города, в которых люди могут свободно передвигаться пешком, гулять, ездить. И если мы берем город, в котором огромное внимание уделяется пешеходам и велосипедистам (говоря о прогулках, я также имею в виду и развитую общественную жизнь, потому что передвижение пешком – это же не просто проследовать из пункта А в пункт Б, но это и сходить в кафе, встретиться на городской площади и послушать музыку, то есть все то, чем можно заняться в хорошем городе). И вот если удается сделать город именно таким, он становится более свободным, с более устойчивым развитием. В нем более безопасно жить, в том числе и с точки зрения здоровья. Это означает, что люди должны двигаться, чтобы выжить, чтобы жить дольше. Ученые уже определили, что при ежедневных прогулках или езде на велосипеде человек продлевает себе жизнь на 7 лет. При этом вы будете тратить меньше дeнeг на врачей, а качество жизни повысится. Люди должны делать хоть какую-то зарядку, а самая лучшая зарядка – это как раз то, о чем мы говорим: ходить пешком или ездить на велосипеде.

Поэтому сегодня многие города, такие, как Копенгаген или Нью-Йорк, Сидней, Мельбурн придерживаются такой линии: там мы можем заниматься всем, чем хотим, и люди могут ходить и гулять столько, сколько их душе угодно. И на велосипедах они ездят столько, сколько хотят, потому что это же хорошо и для самого города, для климата, для здоровья; от этого повышается ощущение того, что окружающая атмосфера дружелюбна и безопасна. Конечно, можно и на машинах ездить тоже, но все в меру, ведь каждый должен придерживаться баланса пользования этим видом транспорта и другими видами, потому что другие виды транспорта предполагают больше общения, чем просто ехать по дороге в своей машине. Разумеется, можно передвигаться и так, и так, как в Копенгагене, к примеру, где присутствуют разные виды транспорта. Этот город очень интересен, потому что по нему много гуляют, ездят на велосипеде, но в то же время вы можете ехать и на машине. Город станет намного лучше, если в нем будут придерживаться политики не только развивать инфраструктуру для автомобилей, но также и прилагать усилия для того, чтобы достойно относились к самим жителям.

Существует и другая взаимосвязь между передвижением пешком и устойчивым развитием. Если вы хотите иметь хорошую систему общественного транспорта, то очень важно иметь и возможность дойти пешком до остановок общественного транспорта, а затем безопасно дойти от остановки до дома, и так 24 часа в сутки. В будущем система общественного транспорта будет только развиваться, в то время как количество индивидуальных средств передвижения будет сокращаться, потому что в мире с населением 9 млрд человек просто не найдется места для личной машины каждому, только некоторое их количество. Поэтому в больших городах придется передвигаться на общественном транспорте. Итак, в будущем люди будут передвигаться пешком или на общественном транспорте, и это будет главной причиной передвижения таким способом.

А все то, о чем вы говорили, рассказывая о том, как относятся к этому в России (до начала записи я рассказал о ситуации в Москве, прим. Макс), это отношение людей, которые только недавно получили доступ к личному автомобилю. Вот появилась у тебя машина, и ты считаешь себя таким свободным, совсем не то, что было при коммунистах. Ты паркуешься везде, где только вздумается…

(Макс): О да, это правда!

(Ян): Так вот, это отношение специфическое. Потом люди поймут, что свободы-то и счастья от этого не прибавилось, даже если у тебя будет в два раза больше машин, чем сейчас, это не означает, что ты станешь в два раза счастливее, наоборот, твои проблемы удвоятся.

(Макс): В России сегодня (ну, по крайней мере, в Москве) люди считают, что имеют право парковаться, где им вздумается, и это чуть ли не самое важное право, которым они наделены. 

(Ян): Такого права никогда не было в Декларации прав человека ООН. На самом деле такое отношение очень пагубно сказывается на ряде других вещей. Это значит, что в этой ситуации намного труднее приходится детям, старым людям, инвалидам. Это проявление эгоизма. У нас тоже был такой период, когда все парковались, где захотят, но затем мы все же продвинулись вперед в своем развитии и сказали: надо как-то организовывать весь этот процесс. Сейчас в Копенгагене и постепенно перемещаем места для парковки каждый год, уменьшаем их количество…

(Макс): Ах, да, я читал об этом. Это, кажется, 3% ежегодно?

(Ян): Да. И это делается для того, чтобы постепенно исчезало само желание водить машину в городе, где полно людей. Конечно, определенное количество автомобилей все же сохраняется. Но качество жизни в городе не улучшится, если удвоится количество автомобилей. Если количество автомобилей будет в два раза меньше, качество жизни улучшится. Надо думать о качестве, а не о количестве. И это как раз то, что я изучал всю жизнь. То, над чем работал, то, о чем написано в моих книгах. Они на самом деле говорят о homo sapiens, о нашей физиологии, потому что люди на протяжении всей истории человечества передвигались на своих ногах. Мы всегда влюблялись в девушек, целовали их, стоя рядом. Люди всегда испытывали одинаковые чувства, одинаково двигались. И это то, что мы можем сделать. Если мы будем строить города для людей, все так и будет.

(Ян): Но проблема последних 50 лет заключается в том, что в больших городах объекты сооружают дорожные инженеры-специалисты, а, как мне кажется, надо привлекать гражданских архитекторов, тогда у нас будет достаточно места для автомобилей, но не для неограниченного их количества. Потому что в случае с автомобилями все хорошо в разумных пределах. Очень важно понять, в каких ситуациях машина – это самый лучший помощник, нужно разработать определенную политику. Потом уже можно будет контролировать и число автомобилей.  Во многих городах происходит так (и я думаю, что Москва тоже в этом списке), что ты просыпаешься утром и чувствуешь, что с приходом нового дня жизнь стала немного хуже. У тебя про Москву есть такое ощущение?


(Макс): Ха-ха, да, возможно… (надо сказать что у меня такого ощущения нет, но поворачивать беседу в другое русло было неуместно, прим. Макс)

(Ян): Но в Копенгагене… Только в эту субботу мы отмечали с женой 50 лет совместной жизни. И все эти 50 лет, когда мы с женой встаем утром, мы чувствуем, что за день жизнь чуточку улучшилась, что она стала лучше, чем была вчера. Это просто паранойя, когда ты знаешь, что с каждым днем ситуация только ухудшается, что жизнь будет хуже для твоих детей и еще хуже для внуков. Только для небольшого процента людей жизнь улучшится, остальные будут страдать от скученности и загрязнения воздуха, перемены климата. Так вот цель как раз состоит в том, чтобы строить города, которые с каждым днем будут все лучше и лучше.

(Макс): Я вот тут хотел бы показать Вам одну картинку… Это было в России; это произошло тогда, когда в одном из городов попытались построить дорожки для велосипедистов (Макс показал картинку из Перми, где автомобиль припаркован на велодорожку).

(Ян): Ага… Мне кажется, что я видел что-то подобное в Эстонии, где мэр попытался сделать…

(Макс): … да-да, я понял, о чем Вы… Но это, по-моему, было в Вильнюсе, это Литва.

(Ян): Да, точно!


Продолжение следует.

 

H Вам нравится эта серия постов? Тогда пожалуйста, комментите её по-активнее (а то скучно же), и подпишитесь на сообщество. А то сейчас всего 15 человек подписано, тупо как-то. (нужно кликнуть, этот пост перегрузится, но будете уже подписаны) H

Офис Gehl Architects довольно любопытное место, из него надо будет побольше фоток опубликовать Пока вот эта :)