Сегодня мы поговорим об ошибке "Сделаю все сам!", которая выражается в желании предпринимателя сделать все самостоятельно там, где можно воспользоваться результатом чужого труда.

Приведу пример.

Есть компания, предоставляющая услуги виртуального call-центра. Она предоставляет клиенту телефонный номер и настройки кабинета, позволяющие выстроить алгоритм маршрутизации звонка (к кому из сотрудников при каких условиях пойдет звонок) и переадресации, настроить запись разговоров в базу, администрировать лист контактов (например, показывать для каждого входящего звонка историю коммуникаций со звонящим) и так далее.

Очевидно, что продукт компании станет более востребованным, если добавить в него функционал CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами,http://ru.wikipedia.org/wiki/CRM). При этом написание даже простой CRM - это длительный дорогостоящий процесс, по сути CRM - это отдельный продукт, требующий огромного количества ресурсов.

При этом на рынке работают десятки производителей CRM-систем, и написание собственной CRM можно было бы заменить интеграцией с уже существующим продуктом. Это лишило бы предпринимателя необходимости писать новый продукт, выстраивать его маркетинг и.т.д.

Однако, как показывает практика, большинство амбициозных молодых компаний идет по другому пути и… пишет все с нуля.

Часто приводятся такие аргументы: 
-Мы сделаем лучше, чем конкуренты.
-Если мы проинтегрируемся с N, они напишут свой телеком-сервис, и мы будем не у дел.
-Конкуренты украдут наши разработки.
-У нас готов фреймворк (http://ru.wikipedia.org/wiki/Framework), мы напишем CRM достаточно быстро.
И так далее.

Все эти аргументы, увы, в большинстве случаев являются ложными, поскольку единственное преимущество написания собственного сервиса состоит в возможности зарабатывать на полноценной его продаже, а путь от старта проекта до зарабатывания на нем мало чем отличается от пути обычного стартапа: он занимает много времени и несет в себе значительные риски.

Поясню тезис с точки зрения прибыли на грубом примере.
Пусть А - это прибыль от телеком-сервиса, если он работает без CRM-системы.
Пусть B - это прибыль от CRM-системы, если она работает сама по себе.
Пусть С - это прибыль от возможной интеграции (продажа CRM клиентам телеком-сервиса, продажа колл-центра клиентам CRM).

В результате компания получит A+B+C прибыли, но при этом А - это прибыль, которая будет у нее и так, B в контексте вычленения С - это прибыль совершенно нового бизнеса (то есть как если бы мы решили импортировать мебель), а C, как правило, несопоставима с объемом затрат на разработку нового продукта.

И вместо того, чтобы получить при интеграции половину C сразу, а половину отдать партнеру, мы ради этой половины C открываем фактически новый бизнес, при этом: 
-Мы теряем значительное время (а значит - и дeньги, как раз половину C минимум за полгода).
-Мы берем на себя риски - ведь новый бизнес (CRM) может и не "пойти" в соответствии с планом, мы обязательно допустим ошибки, которые уже допустили существующие игроки рынка.
-Мы замораживаем ресурс разработки и не можем использовать его для совершенствования основного продукта.

Пример из жизни бэкинговой биржи MTTmarket.com. У нас есть основной функционал (размещение и продажа долей), а также перспективный функционал (цифровая репутация игрока), который тоже можно отнести к основному.

При этом мы хотим реализовать: 
-Автоматический анализ игровых результатов игрока.
-Возможность выбора турниров из календаря.
-Пункт обмена покерных валют.

Все это можно было бы писать самостоятельно, угробив кучу дeнeг и времени, но мы пойдем по пути интеграции с сервисом, который близок к идеальному: с Шаркскоуп.

Проблематика, подобная описанной выше, присутствует и в среде покерных игроков. Я не раз встречал со стороны игроков категорическое нежелание учить/учиться/кооперироваться, обосновываемое… точно также: 
-Тренер/ученик выведает мои секреты.
-Я лучше буду все делать сам.
-Я отдам больше, чем приобрету.
И так далее. 

Чтобы принять для себя решение в данной ситуации, достаточно прикинуть на глаз возможные потери и приобретения от сотрудничества и возможные потери/приобретения в случае выбора альтернативных стратегий.

Выпуск 1.

Выпуск 2.