Часть 1.

В прошлый раз я написал на тему перспектив онлайн-покера в целом, сегодня хочу задать некое русло для дальнейших рассуждений.

Начну с маленькой теории.

Если барьер входа на какой-то рынок достаточно высок, через какое-то время появятся коммерческие структуры, зарабатывающие дeньги на снижении этого барьера. Я, конечно, говорю не о монопольных рынках, равно как и не о зарегулированных рынках типа торговли оружием.

Скажу шире. Со временем: 


• Барьер входа на практически любой рынок уменьшается.
• Сложность отношений и взаимосвязей на рынке возрастает.
• Соотношение выигрывающих/проигрывающих на рынке остается в долгосрочной перспективе прежним, хотя в краткосрочной перспективе возможны определенные колебания, а часть выигрывающих будет неизбежно смещаться в сторону проигрывающих. 

Пример: есть рынок, участниками которого являются web-сервисы, разные интернет-проекты, онлайн-магазины, электронные СМИ и пр. Чтобы сделать успешную интернет-компанию, в зависимости от амбиций проекта и сегмента рынка, необходимо вложить от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов долларов. 

И вот, сначала на рынке появляются стихийные инвесторы, которые позволяют привлечь инвестиции и превратить идею и команду в работающий стартап. При определенной доле везения со стороны стартапа, конечно. При этом „повезти” может далеко не самым лучшим.

Потом появляются профессиональные фонды, инвестирующие в стартапы с каким-то готовым продуктом. Барьер входа на рынок снижается еще сильнее. Теперь, чтобы получить инвестиции, можно обойтись и без связей/везения. Надо просто показать работающий продукт и правильно презентовать его. Не всегда этого достаточно, но в значительной части случаев хороший продукт оценят по достоинству.

Дальше на рынок выходят фонды, готовые инвестировать в команду и идею при отсутствие какого-либо продукта, на так называемой „нулевой стадии”. Барьер снижается еще сильнее. Ранее команда должна была проработать как минимум несколько месяцев – бесплатно, либо на заемные средства.

Наконец, следующим шагом становится появление конкурсов для стартапов и проектов нулевого цикла, разнообразных бизнес-инкубаторов, менторских сообществ и.т.д., участие в которых позволяет будущим предпринимателям подготовиться к общению с инвесторами. Барьер падает еще сильнее.

Наконец, на следующем этапе развития интернет-рынка появляются сложные схемы, в рамках которых, помимо предпринимателя и инвестора, появляется «ментор» - успешный предприниматель, который получает долю в проекте за консультирование предпринимателя и выделение ему некоторого фиксированного объема времени. В результате инвестор спокоен, что стартапер не наделает глупостей, стартапер получает возможность избежать ошибок на новом для себя рынке и так далее. Это лишь один из примеров сложной схемы.

Барьер снижается один за другим за счет появления компаний и людей, которые за возможный профит берут часть финансовых рисков. При этом каждый следующий шаг развития рынка приводит к тому, что отношения между участниками усложняются, при этом потенциальный профит участников именно этих отношений уменьшается вместе, при этом риски распределяются между большим количеством участников, делая барьер входа ниже.
Собственно, теперь о том, какое отношение все это имеет к покеру. 

Я утверждаю, что рынок, участниками которого являются IT-стартапы, обладает рядом общих черт с рынком, участниками которого являются покерные игроки. 

В частности: 
1) IT-стартап и покерный игрок могут являться объектами для инвестиций.
2) Ключевым фактором для инвестора на обоих рынках является оценка человека.
3) Рынок конкурентный, а барьеры для входа носят по большей части экономический характер.

Перечисленное дает нам проводить определенные анaлoгии, само собой, соблюдая аккуратность. 

Скажу больше. Я считаю, что описанные выше изменения в структуре инвестирования IT-проектов, являются предвестниками изменений, касающихся отношений в социуме в целом – и тренды, которые мы можем наблюдать в этой области, рано или поздно коснутся покерной экосистемы.

Если предыдущая фраза показалась вам слишком горячей, спешу успокоить, никаких сенсаций и революций я прогнозировать не буду. Речь пойдет об эволюционных изменениях, вызванных появлением новых технологических возможностей и эволюцией социального запроса – вроде тех, что были описаны конкретно для интернет-отрасли.

Это была небольшая прелюдия, в следующий раз мы подробно и в цифрах рассмотрим вопрос барьера входа на рынок и порассуждаем, за счет чего он может быть снижен.