Всем привет. В этой небольшой серии статей мы поговорим о том, как менялись основные покерные стратегии за последее время. В первой части мы взглянем на общие нюансы, которые касаются не только стратегической составляющей игры, но и психологической.

Мой дед был экономистом. И он часто жаловался, что главная беда экономики заключается в предугадывании человеческого поведения. Как только вы сказали человеку о том, как, на ваш взгляд, он себя ведет, он тут же делает что-то другое. Так как мне ближе физика, эта проблема напоминает мне о принципах квантовой механики, на основании которых мы сделали вывод, что невозможно вести наблюдение за системой, не изменяя ее в процессе.

Мысленный эксперимент

Эту проблему легко понять, проведя мысленный эксперимент. Допустим, где-то проводился эксперимент, в котором людям предлагали выбрать случайное число между 1 и 20. По результатам вышло, что одним из популярных чисел стало 17, за которым следует 7. Люди были больше склонны выбирать нечетные и, особенно, неделимые числа, чем четные и делимые, такие как 4, 10, 15, 16 и 20.

Теперь, когда вы прочитали про этот эксперимент, допустим, вы выходите из бара, и вам навстречу попадается незнакомец, который утверждает, что он психолог, и просит вас выбрать число от 1 до 20. Что вы выберете? Конечно же, не 17, и, скорее всего, ни одно из тех чисел, которые теперь кажутся вам предсказуемыми. Даже если на кон не поставлено ничего материального, люди все равно ненавидят быть предсказуемыми, возможно, из-за нашего желания обладать свободой воли.

Предсказания и покер

По понятным причинам, понимание и предсказание человеческого поведения очень важно в покере, так же как и в экономике. Это все потому, что среди игроков существует страстное желание не быть предсказуемыми.

Но вот в чем проблема: наше желание не быть предсказуемыми само по себе чрезвычайно предсказуемо. Большинство из нас знает, что, если подбросить монетку пять раз подряд, и первые четыре раза выпадет орел, все еще остается вероятность того, что и в пятый раз выпадет орел. То же самое верно и относительно людей. Кто-то блефует в определенных ситуациях и может продолжать делать это до тех пор, пока не поймет, что другие знают, что он блефует. Но, как только блефы пару раз вскроют, большинство игроков, скорее всего, изменят свое поведение, по крайней мере, на некоторое время, пока им не покажется, что другие игроки все забыли.

Адаптация

Мы все знакомы с этим явлением в краткосрочной перспективе. У некоторых, конечно, это работает лучше, чем у других. Все знают о войнах регуляров среди сильных игроков, но даже самые наивные игроки, в конечном итоге, могут понять, что их используют. Даже нит, у которого вы воруете блайнды раз за разом, в конце концов, может дать вам отпор.

То же самое происходит и с полем игроков в целом, хотя, гораздо медленнее. Всегда существует какое-то общее бессознательное понимание «нормальной» игры в покер, которое служит в качестве базового, в то время как стратегии отдельных игроков считаются отклонениями от этой нормы. Каждый ищет самый выигрышный подход к игре, однако, пока у вас есть определенный ридс на игрока, лучшей адаптационной стратегией, как правило, будет та, которая эксплуатирует самого типичного игрока, независимо от того, какова нынче эта «типичность». Когда-то это была лузово-пассивная игра, в наше время вектор смещается в сторону тайтово-агрессивной АБЦ игры, которая появилась когда-то, чтобы бить ту самую лузово-пассивную стратегию.

Общие стратегии и конкретные мувы

Адаптация, однако, проходит не только на уровне общей стратегии, но и в плане того, как игроки реагируют на конкретные игровые ситуации и используют конкретные мувы. Давайте разберем это с помощью мысленного эксперимента.

Возьмем ситуацию, где в нас летит средний контбет на спаренном, не скоординированном, сухом флопе JJ6. Это очень специфическая ситуация в Холдеме, так как данный флоп помог очень узкому диапазону рук. Здесь могут быть трипсы, сильные карманные пары, маргинальные руки типа А-хай или низкой пары или вообще ничего. Кроме того, вышеперечисленным рукам очень сложно усилиться на такой доске, чтобы выиграть у более сильных руки. Например, овер паре побить трипс.

Эта структура сильно отличается от большинства других, где обе руки (готовая и дро) имеют не такую громадную разницу в эквити. Это означает, что такие флопы обладают особым статусом в сознании большинства игроков, которые имеют хоть какой-то опыт разбора игры. И каждый раз, когда вы попадаете в такую уникальную ситуацию, у вас, как правило есть точная идея о том, как надо «правильно» разыгрывать руку. Это могут быть довольно тонкие стратегии. Например, у многих современных регуляров здесь нет диапазона рейза. Они предпочитают слоуплеить трипсы, коллировать со своими маргинальными руками и, возможно, флоатить полный воздух. Но в целях нашего мысленного эксперимента, давайте представим небольшую группу честных игроков, мысленный процесс которых, как правило, очень прост, и они всегда рейзят трипсы, если считают, что довольно часто будут получать колл, но также рейзят в блеф полный мусор, если считают, что будут получат много фолдов.

Теперь легко увидеть, что в равновесной стратегии мы либо никогда не рейзим, либо рейзим все сильные руки и часть блефов, чтобы оставаться сбалансированным. На практике, однако, большинство групп игроков никогда не придут к равновесию, прежде чем что-то снова не побеспокоит систему, будь то новый игрок или внезапные изменения стратегий существующих игроков, основанные на том, что они где-то увидели или прочитали. Допустим,  мы начинаем с ситуации, когда игроки, собираются часто блефовать на таких флопах и слоуплеить трипсы, и эта стратегия будет довольно эффективной, поскольку никто не будет часто коллировать с рукой хуже трипса. Но как, в конце концов, эти игроки начнут выкручиваться, когда поймут, что более умные игроки «решили» их игру и эксплуатируют их по полной программе?

Продолжение следует...