Это тема, к которой я возвращаюсь время от времени. Решил опубликовать и обсудить мысли по этому вопросу, т. к. опыт общения с другими коллегами по цеху подсказывает, что проблема нахождения баланса между продолжительностью сессии и качеством игры стоит не только передо мной.

В покере принято разделять состояния игрока: на форумах появляются заметки о том, что на протяжении той или иной сессии покерист играл в свою A-game, B-game и т. д. Под A-game здесь подразумевается наилучшее состояние, в котором человек может принимать оптимальные со своей точки зрения решения. Я выделил жирным слова, которые описывают основные составляющие игры - психологическое и техническое.

EVptbb = SKILL * STATE

Мат. ожидание нашей игры находится в прямой зависимости от нашего скилла и состояния, в котором мы пытаемся этот скилл реализовать. В свое время Макс Кац писал о том, что состояние важнее скилла, и я с ним в этом соглашусь. Но не суть. Главное понимать, что для улучшения игры нужно улучшать оба этих показателя:

EVptbbmax = SKILLmax * STATEmax

Мат. ожидание само по себе - понятие абстрактное, в конечном итоге нас интересует реальный результат, потому что еду можно купить только за $, а не за EV*. Это можно выразить в следующем виде:

$ = TIME * EVptbb

или, если развернуть EVptbb

$ = TIME * SKILL * STATE

То есть тремя составляющими нашей прибыли являются время, техника и состояние. Казалось бы, все просто: играй больше, играй лучше, играй в наилучшем состоянии - и Айви скоро будет просить у тебя пару долларов на такси до дому.

$max = TIMEmax * SKILLmax * STATEmax

Но не все так просто. Дело в том, что эти составляющие находятся в зависимости друг от друга. Если мы тратим больше свободного времени на игру, что среднестатистическое состояние, в котором мы играем, ухудшается. Если мы играем только А-game, то нам придется играть меньше. Увеличение времени на теоретическое развитие скилла уменьшает время на игру, уменьшение времени на игру уменьшает практическое развитие скилла. Я это пишу не для того, чтобы окончательно запутать эту, несколько заумную, заметку ;), а для того, чтобы показать, что составляющие игры взаимозависимы. Прошу обратить внимание на то, что SKILL в этой модели отличается от TIME и STATE тем, что не может понижаться (в реальной жизни, похоже, может, но по причинам, не зависящим от TIME и STATE). Оставим увеличение этого параметра тренерам, статьям и VOD'ам и рассмотрим остальные два: время и состояние.

Как мы уже выяснили, эти два параметра находятся в обратной пропорциональной зависимости: при увеличении времени на игру ухудшается состояние, при игре в наилучшем состоянии уменьшается время. Как найти "золотую" середину? Можно улучшать качество и смотреть на время, можно увеличивать время и смотреть на качество. Думаю, нужно идти от качества, т. к. играя хорошо, но мало, мы выиграем больше, чем играя много, но плохо. Это значит, что мы будем играть только тогда, когда будет настроение и закрывать сессию тогда, когда захочется, вне зависимости от ее результата и количества наигранных рук. Фактически, это будет игра for fun, но по уму. Что даст этот отчаянный шаг по сравнению со стандартными сессиями по полтора - два часа по расписанию  и игрой "через силу"? Наверное, результаты (в PTBB, а не $) выше обычных дадут уверенность в своей игре, а покер станет ассоциироваться не с тильтом и обидой на себя за глупые эмоциональные ошибки, а с уверенностью в игре и чувством доминирования поля. Наверное... и после этого желание играть повысится и время A-game увеличится. 

Моя игра в последнее время стала неуютной, играю через силу и каждый раз встаю с огорчением и мыслями о том, что "опять ничего не получилось". Пожалуйста, выскажите свое мнение. Стоит ли попробовать играть так, как я описал в прошлом абзаце? Даст ли это описанные результаты? Есть ли у вас свои "рецепты"?

P. S. Наткнулся на интересную статью по этой теме.


* Если найдете магазин, в котором можно что-то купить за EV - пишите. Заранее спасибо. :)