Первого мая состоится открытие бэкинговой биржи MTTmarket.com, поэтому я решил еще раз пообщаться с Иваном Alexom и его сотрудниками, чтобы лучше изучить внутреннюю кухню этого амбициозного стартапа. Прежде чем начать, думаю, стоит напомнить нашим читателям, что же такое MTTmarket:

Проект представляет собой площадку, на которой успешные игроки в онлайн-покер встречаются с дольщиками. Особенностью площадки является то, что в основу принятия решения дольщиками положена не само-презентация игрока, а анализ силы его игры командой экспертов, накапливание и депонирование фактов об игре игрока (тренировки с тренером, успешные бэкинговые контракты, собственные ученики), а также профессиональный анализ статистики игрока по Sharkscope.

В скором времени проект будет интегрирован с Sharkscope, что позволит автоматически получать информацию о статистике игрока, проанализированную в разрезах по разным типам турниров, а после – автоматически импортировать результаты турниров и создавать пакеты на основе удобного расписания.

Этим функционал не ограничится. Площадка имеет большие амбиции и хочет стать инфраструктурой для строительства любых отношений внутри покерного сообщества, предоставив своим пользователям инструмент оценки потенциального партнерства. Помимо прочего это сделает бэкинг доступным для инвесторов, почти не знакомых с покером.

Первым на вопросы ответил Иван AlexOm, руководитель проекта:

Расскажи коротко, зачем нужна биржа, что в ней будет такого, чего нет на других площадках? 

AlexOm: Мне не нравится, когда биржа рассматривается как площадка, где можно купить доли. С этим приходится мириться – люди так или иначе склонны встраивать новые сервисы в свою мыслительную структуру.

Мы создаем инструмент, который позволит игроку капитализировать свое время, увеличивая его стоимость и востребованность. Это – возможность и продавать свои доли на все более приятных условиях, и найти бэкинг на дорогие оффлайн-турниры, и начать тренировать, и кооперироваться с другими игроками, и так далее.

Я пишу объявление о поиске тренеров для школы и игроков для фонда. Мне пишут разные люди. Каждый раз мне приходится спрашивать: «А ты кто?» В свою очередь и мне такие вопросы задают. Биржа позволит отвечать на этот вопрос одной ссылкой, пройдя по которой я сразу смогу оценить перспективы сотрудничества с человеком.

Если для игрока биржа – это инструмент строительства и формализации своей репутации, такая цифровая трудовая книжка, то для дольщика – инструмент, который позволит ему зарабатывать на инвестировании в игроков. Это как сравнить винрейты с тейбл-селектом и без такового – отличие может быть в разы.

Ты сказал про кооперацию игроков… Что имелось в виду?

AlexOm: Скажу коротко.

Во-первых, очень многие регуляры работают в небольших конференциях, где обсуждают раздачи, исследуют проблемы и так далее.

Во-вторых, со временем все такие конференции вырождаются: игроки уже не могут научить друг  друга ничему, кто-то теряет мотивацию и пр.

Соответственно, поиск грамотных партнеров для совместного развития – один из трендов ближайшего будущего. Сложность в том, что многие регуляры не пишут на форумах, и как-то их зацепить практически невозможно.

Сейчас в Европе набирает обороты формат кооперации, когда, например, несколько художников находят друг друга через Интернет и в течение нескольких дней работают над каким-то проектом. Или ранее незнакомые люди собираются семьями и вместе готовят ужин.

Мы хотим сделать то же самое для игроков, такой сервис уже востребован.

На зарубежный рынок пойдёте?

AlexOm: Конечно. При наличии должной автоматизации языковой барьер перестает играть значимую роль. То, что русскоязычные дольщики не имеют простого доступа к зарубежным игрокам – большая несправедливость. Равно как и то, что российское сообщество игроков оказалось немного изолировано от зарубежного коммьюнити в целом. 

Ты писал о том, что вы сделаете бэкинг доступным для непокерной аудитории. Мне вот кажется, что если на рынок хлынут дeньги, это его просто разрушит. Игроки с нормальной репутацией задерут кэфы, нормальные дольщики убегут, а количество кидков опять же увеличится.

AlexOm: Мы – первые, кто заинтересован в гармоничном развитии рынка. Поэтому в случае дисбаланса сможем выступить в роли регулятора – например, вводя дополнительные инструменты оценки выгодности тех или иных предложений. При этом не забывай, что при росте спроса и предложение будет расти: появится больше игроков, в том числе фишей. Рынок сильнее всех нас, не думаю, что мы в силах его поломать, тем более это не в наших интересах.

Давай поговорим о том, как идет работа над проектом. Расскажи, сколько человек у вас работает, как вообще все устроено, какие есть отделы и так далее.

AlexOm: Не считая разработчиков, число которых меняется в зависимости от стадии проекта, и экспертов по оценке рук, над проектом работает 6 человек – это его ядро. Также мы активно привлекаем инвесторов проекта и пользователей к разным процессам: к тестированию, к мозговым штурмам и так далее.

Пока мы не очень большие, мы можем позволить себе работать в рамках гибкой структуры, когда мы не делим людей на отделы, между которыми распределяются задачи, а вместо этого работаем с полем задач, подключая к решению тех или иных желающих сотрудников, при этом закрепляя за каждой персонально ответственного.

По сути, наш список задач (в данный момент их стоит более 200) представляет собой биржу предложений, на которой сотрудники выбирают интересные задачи и берут „дольку” в понравившейся. Само собой, есть и скучные нудные задачи – их приходится распределять вручную.

Насколько я знаю, ваши сотрудники живут в разных городах. Это менее эффективно, чем работать с сотрудниками, сидящими в одном офисе? 

AlexOm: При прочих равных – да. Но я выбираю людей не по географии, а по компетенциям. Покерный мир невелик, а людей, готовых работать до крови из носа, когда это нужно, вообще очень мало. 

Как ты думаешь, почему одни стартапы умирают, а другие взрывают рынок и продаются за миллиарды? 

AlexOm: Ты хочешь услышать универсальную формулу ведения бизнеса, причем от человека, который пока стартап, взорвавший рынок, не сделал.

Я тебе скажу так, по своему опыту. 

Хороший бизнес отличается от плохого тем, что последний решает все задачи так, чтобы получить достойный результат. А хороший каждую свою задачу решает на 1% эффективнее, выжимая максимум из каждой ситуации. При этом в рамках каждой задачи эта разница не очень заметна, казалось бы, зря время потратили. Но так как задач каждый день решается по десятку, на выходе мы получаем колоссальную разницу в эффективности.   

Стартап – это бизнес, которому нужно преодолеть земное притяжение, он не имеет права работать „на троечку”. Если со временем желание делать самое лучшее у сотрудников пропадает, проект умрет. 

Поэтому, я считаю, что избыток инвесторских дeнeг – это плохо. Когда дeнeг много, это сильно всех расслабляет. Если с самого начала не привыкнуть выжимать из каждого доллара максимум, то потом проект либо умрет, либо не сможет грамотно реинвестировать прибыль. Мало дeнeг – лучше, чем много, как бы забавно это не звучало.

Далее я решил пообщаться с Андреем Harrrrrrrrmonica, руководителем направления оценки HandHistory.

Одной из фишек биржи является экспертный разбор HandHistory игроков. Насколько можно доверять такой оценке? Какова ее погрешность?

Harrrrrrrrmonica: Погрешность, конечно, есть. Все-таки, оценка отражает субъективный взгляд тренера на игру в конкретных турнирах. Нужно понимать, что игрок мог хорошо или плохо сыграть именно в этих турнирах, оппозиция могла быть нетипично слабой или нетипично сильной и.т.д.

Поэтому при принятии решения об инвестировании в игрока нужно смотреть не только на оценку тренера, но и на результаты игры, и на косвенные факторы. 

При этом мы постоянно боремся за точность оценки – как минимум, мы добиваемся того, чтобы разные тренеры оценивали одно и то же ХХ одинаково, и не на глазок, а опираясь на четкие критерии выставления баллов.

Эти критерии одинаковы для микролимитчиков и регуляров с ABI>100?

Harrrrrrrrmonica: Мы начинали с универсальной шкалы оценок. Однако со временем стало понятно, что необходимо разрабатывать разные критерии, более того, игроков разных уровней должны оценивать регуляры разных лимитов, поскольку для топ-регуляра все микролимитчики – на одно лицо, если можно так выразиться, и точность оценки может от этого пострадать. Опять же, важность тех или иных критериев на разных лимитах – разная.

Наконец, в турнирах со слабыми составами игрок попадает в гораздо меньшее число сложных ситуаций. Это, с одной стороны, может привести к необоснованному завышению оценки у хорошего игрока, с другой – по ряду параметров у игрока будет явный провал. Поэтому сейчас мы переходим на разделение шкал, команд экспертов и подходов к оценке.

Я слышал, что в своей школе покера вы практикуете глубокий разбор баз, который позволяет путем сравнения показателей игрока и соотношений между ними с диапазонами этих показателей/соотношений у выигрывающей части поля. Планируете ли делать это услугой в рамках биржи? 

Harrrrrrrrmonica: Здесь есть свои особенности.

Во-первых, база – вещь достаточно интимная. Прежде, чем выводить такую услугу на рынок, нужно наработать репутацию, не только внутри российского сообщества, но и в мире. 

Во-вторых, ценность разбора базы состоит в том, что мы можем не только сделать какие-то выводы по текущей ситуации, но и отслеживать, как поменялась игра игрока впоследствии. Все это происходит в условиях изменений тенденций поля, зачастую в условиях недостаточной дистанции, при этом исправление какого-то показателя часто чревато тем, что за счет этого едут другие. Над этим тоже нужно работать.

В-третьих,  во время анализа базы хочется избежать заглядывания в конкретные руки, и по максимуму работать с объективными статистическими показателями. Опять же, это возможно только при очень высокой степени проработанности методологии.

Безусловно, мы планируем вывeсти разбор баз на рынок как услугу, но это потребует кропотливой работы. В данный момент мы работаем с базами в школе покера и на них тестируем методологию. Когда пилотный проект подойдет к концу, полагаю, очень скоро можно будет приступать к подготовке коммерческого продукта.

Какова будет стоимость услуг анализа HandHistory?

Harrrrrrrrmonica: От 100 долларов для игроков низких лимитов до 200 долларов для игроков с ABI>80 долларов. При этом у нас будут спецпроекты, турниры и конкурсы, участвуя в которых, можно будет получить экспертизу бесплатно.

Очередь за бойцами невидимого фронта, Богдан Eller, руководитель группы тестирования:

Расскажи, пожалуйста, как проходит тестирование? Почему процесс длится так долго, ведь в закрытом режиме биржа работает уже с декабря.

Eller: Первоначальный продукт был сконструирован на бумаге, само собой, с учетом богатого опыта бэкинга авторов задумки. При этом реальный бизнес-процесс, конечно, отличается от того, что было придумано изначально. Например, оказалось, что многие игроки имеют постоянных дольщиков и держат на счету их средства; это было известно и ранее, но большого значения этому факту не придавалось. Но по ходу тестирования стало понятно, что нам жизненно необходимо ввести функционал, который позволит игроку автоматически бронировать долю на своего дольщика.

За время тестирования мы добавили в соответствии с пожеланиями клиентов более 50 функций, исправили несколько сотен больших и маленьких ошибок.

И как всё-таки устроен процесс тестирования?

Eller: С одной стороны, у нас есть поток входящих задач и предложений. Его генерируют действующие пользователи биржи, сотрудники, инвесторы. Наконец, есть некий заранее сформированный план развития биржи и поток задач непосредственно от группы тестирования.

Раз в неделю мы собираемся на совещание, где сортируем входящие задачи на баги (ошибки) и доработки, которые в свою очередь делим на задачи критические (первой очереди), срочные (второй очереди), важные (третьей очереди) и перспективные.

После этого задачи оцениваются руководителем разработки с точки зрения трудозатрат и добавляются в pipeline, на этом этапе задачи иногда меняют свою приоритетность. После этого разработка получает недельный план.

Когда программисты реализуют очередной блок задач, результат заливается на тестовый сервер и группа тестирования отсматривает каждую. После этого сделанное хорошо переносится на основной сервер, а какие-то недоработки переходят на следующую неделю.

Наконец, после каждого серьезного обновления биржи мы вручную прогоняем около 100 пользовательских сценариев. Например, один из них: в предложении с откатом игрок бронирует доли на нескольких дольщиков, потом часть этих дольщиков отменяет бронь, и перед самым началом игры оказывается, что у игрока куплено долей меньше, чем он установил в качестве минимального порога для начала игры.

Может показаться, что это достаточно редкий вариант развития событий, но если в половине таких сценариев будут ошибки, пользователи будут отказываться от продукта. 

И последним на вопросы ответил Андрей dobBRO, руководитель отдела работы с клиентами.

Расскажи пожалуйста, чем занимаешься, что представляет собой работа с клиентами.

dobBRO: Есть несколько направлений:

Первое – помощь клиентам в решении каких-то технических проблем. Это же является лучшим источником обратной связи. Если 20 человек спросили, как сохранить пакет в шаблон для дальнейшего многократного использования, значит, мы плохо поработали с функционалом и комментариями к нему.

Второе – мы делаем не просто площадку для продажи долей, а систему менеджмента карьеры игрока. Это значит, что мы должны предлагать игрокам обучение, рассказывать про хорошие турниры в разных румах, давать советы по само-презентации и условиям выставления пакетов. Это во многом задачи маркетинга, но клиентская служба имеет самый тесный контакт с клиентом, поэтому мы работаем в связке с маркетингом.

Третье – это сопровождение маркетинговых акций. Это проистекает из второго пункта.

Сколько сотрудников работает в клиентском отделе?

dobBRO: В данный момент нас двое.

На период тестирования или всё-таки планируете расширять штат?

dobBRO: Количество обращений по функционалу и необходимость лично рассказывать что-то игрокам является показателем эффективности проекта в целом. Чем больше обращений – тем хуже мы работаем, по сути, тем больше неочевидного и непонятного. Поэтому мы хотим удержаться от бесконтрольного расширения штата, это расслабляет – зачем что-то улучшать, когда можно все лично объяснить. 

Вот пример: У нас будет аффилейт-программа. Мы знаем, в каких румах играет игрок. При этом, например, в его игровое расписание отлично встраиваются хорошие турниры из какого-то другого рума. Зачем мне предлагать ему регистрироваться в руме лично, если можно автоматически показать ему в личном кабинете ссылку на описание турниров из данного рума, основанное на параметрах его текущей турнирной программы? Это и менее навязчиво, и более информативно, плюс экономит наши часы. Тем более, мы должны добиться того, чтобы основной функционал не вызывал вопросов.

Послесловие: MTTmarket всё еще находится на стадии бета-теста, где на основе отзывов участников тестирования разработчики достаточно оперативно правят все баги, возникающие при покупке или продаже долей. Несмотря на ранний старт, уже сейчас можно сказать, что ресурс будет востребован, во многом благодаря интуитивно понятному интерфейсу и вменяемой системе рейтингования игроков. Спасибо за внимание.