Покер - как вождение машины: только вы сами понимаете, насколько хорошо вы играете. В этой статье мы поговорим о том, как оценить свое мастерство в этой игре.

На самом деле я хороший водитель

В одной из прошлых статей я привел пример из книги Тома Вандербильта: «Почему мы так водим, и что это говорит о нас». Большинство из нас преувеличивает свои водительские способности. Прежде всего, это происходит потому, что у нас нет объективных критериев оценки самих себя.

Как говорит Вандербильт: «У олимпийского прыгуна с шестом есть довольно четкое представление о том, насколько хорошо он прыгает по сравнению со своими соперниками. А как оценивает свои способности водитель, который просто возвращается домой с работы?»

Негативная оценка наших водительских способностей происходит очень редко и бессистемно:  случайный штраф за превышение скорости или случайное столкновение. Проблема в том, что наша оценка самих себя часто бывает совершенно неправильной.

Вы не сбавляете скорость на мокром или заснеженном повороте, начинаете вращаться, корректируете движение с помощью руля и возвращаете машину в нормальное состояние. В результате вы считаете себя водителем NASCAR и забываете, что несколько секунд назад вы сами допустили ошибку, въехав на поворот на такой большой скорости.

Какой урок из этого вы вынесли? Что у вас супер человеческие рефлексы и вы мега крутой водитель, способный предотвратить любое происшествие. Какой урок вы должны были вынести? Вы переоценили предел сцепления резины с дорогой. И что в результате? Вы будете повторять эту ошибку снова и снова, и, возможно, будете разгоняться еще сильнее благодаря недавно повышенной самооценки.

Цель:  собрать больше объективных данных

В прошлом году моя страховая компания предложила мне хорошую скидку, если я смогу доказать, что я опытный водитель. Подтвердить это должен был электронный датчик в моей машине, который отслеживал, как далеко и как быстро я ездил. Я получал ежемесячный отчет по таким параметрам, как часто я езжу в самое аварийное время суток (час пик и середина ночи), как сильно я давлю на педаль газа и тормоза и общий километраж. Все это давалось со сравнением с другими клиентами.

Но это лишь часть данных. Они подводят итог моему месячному опыту вождения и сравнивают меня не со всеми водителями на дороге, а только с небольшой группой людей, которые тоже принимают участие в этой программе.

Вандербильт описывает более сложную (и, следовательно, более дорогостоящую) систему, которая непрерывно записывает и водителя, и дорогу. Когда датчики обнаруживают значимое событие (скажем, экстренное торможение или поворот),  система передает видео в центральный офис, где аналитики проверяют, что водитель сделал неправильно. Такие системы используются преимущественно компаниями с большими автомобильными парками, которые хотят уменьшить число несчастных случаев. Обратная связь в данном случае быстрая и детализированная и помогает отслеживать многие опасные привычки, которые приводят к неблагоприятным исходам - столкновениям и травмам.

Представьте себе, что вы возвращаетесь в офис после того, как осуществили доставку на служебной машине. Вас вызывает сотрудник офиса, чтобы вместе разобрать видеозапись того, как 30 минут назад вы затормозили всего за несколько сантиметров до бампера другой машины. Камера, направленная на вас, показала, как в тот самый момент вы отвлеклись от дороги на несколько секунд, чтобы набрать сообщение своему приятелю.

Обратная связь в покере... Перематываем и разбираем

Обратная связь в покере имеет такие же недостатки. В принципе, обратной связи как таковой в покере нет, если не считать показатель доллара в час на протяжении определенного периода времени. Но большинство игроков не ведут точные записи, которые могут рассказать им хотя бы про это. Поэтому большинство минусовых игроков продолжает играть, наивно полагая, что они плюсовые в долгосрочной перспективе.

Как и в случае с вождением, та обратная связь, которую мы получаем в покере, не просто бесполезная. Вы разыгрываете свою «счастливую руку», получаете фуллхаус с флопа и забираете стек у консервативного игрока с его трипсом королей. Будете ли вы думать после этого, как вам невероятно повезло, и обещать себе больше никогда не играть так плохо? Или же вы с большей вероятностью будете упиваться собственной сообразительностью, и считать себя опытным игроком?

Когда вы агрессивно разыграли карманных тузов и проиграли рыбе, которая коллдаунила вас с двойками и поймала свой сет на ривере, что вы почерпнули из этого опыта? Если только вы не из тех игроков, которые могут проанализировать ситуацию беспристрастно, скорее всего, вы решили, что, играя большие пары агрессивно, вы просто будете терять больше дeнeг. Поэтому в следующий раз вы будете играть их более пассивно, и либо потеряете меньше, либо будете довольствоваться небольшим банком.

Что если бы у вас за плечом был датчик, который бы записывал все, что происходит во время игры? Смотри! Там ты не обратил внимания на повторяющийся в очередной раз теллс от того парня, который говорит о сильной руке, потому что отвлекся на футбольный матч. Это будет стоить тебе фишек, когда он в очередной раз соберет руку, а ты будешь думать, что он блефует. А здесь ты ругаешь новичка за ужасную игру, после того, как он переехал тебя на стек, поймав свой счастливый аут на ривере. А вот он решил обналичить фишки, потому что он и так выиграл, а из-за твоей критики ему больше не интересно играть в покер.

Может быть, вы коллировали три улицы на доске АЧервыAБубны2Крести9Крести4Пики, чтобы убедиться, что АКрести6Червы проигрывают AПикиKПики, а потом подумали: «я ничего не мог сделать, мне просто не повезло». Но парень в мониторинговой компании просматривает с вами запись и объясняет, что основной проблемой был префлоп колл с A6 разномастными против оппонента, открывшегося с ранней позиции. А ваш проигрыш был настолько же предсказуем, как и дорожное происшествие на оживленной дороге, когда вы были в нетрезвом состоянии и превысили скорость.

Как пользоваться информативной обратной связью

Давайте представим более информативную систему обратной связи и в покере. Может быть, ее можно было бы реализовать анaлoгично Google Glass. Программа бы включала красную подсветку, которую видите только вы, заметив, что вы разыгрывает 54 разномастные с ранней позиции из-за скуки. 

Не думаю, что у этой гипотетической покерной системы есть шансы. В конце концов, она была бы очень дорогой и назойливой, не говоря уже о том, что большинство игроков в покер не любят, когда им говорят правду о том, как они играют. Но если вам хочется иметь что-то подобное, уже есть готовые варианты.

В онлайне вы можете просто записывать ваши сессии и нанимать тренера, чтобы рассматривать с ним каждое решение. В оффлайне вы также можете нанять тренера или попросить близкого друга, которому вы доверяете, смотреть за вашей игрой и делать заметки.

Вы также можете просто показывать выбранные руки тренеру и разбирать их вместе с ним. Это лучше, чем ничего, хотя здесь есть очевидный недостаток – скорее всего, вы будете выбирать те раздачи, в которых вы считаете, что сыграли неоптимально, или в которых вы потеряли много дeнeг. А во всех тех, в которых вы не знаете, что могли сыграть лучше, вы будете продолжать витать в блаженном неведении о своих ошибках.

Вывод

Министр обороны США Дональд Рамсфелд сказал однажды: «Мы знаем, что есть что-то, чего мы не знаем. Но также есть и неизвестные неизвестные - то, о чем мы не знаем, что не знаем этого. И если взглянуть на историю нашей страны и других свободных стран, это последняя категория, как правило, является самой трудной».

Так же и в покере. Именно неизвестные неизвестные стоят нам больше всего дeнeг - иногда всех сразу, иногда понемногу и постепенно. Они существуют потому, что у нас нет эффективной системы обратной связи, которая говорила бы нам о том, как мы играем. По большей части, у каждого из нас есть только мы сами, чтобы следить за своей игрой, и большинство из нас так же плохо оценивает собственные навыки игры в покер, как и навыки вождения.

Это сложная проблема, и исправить здесь что-либо – задача не из легких. Может быть, некоторым хватит простого осознания того, что они плохо оценивают собственную игру. В заключение хочется процитировать фразу из Секретных Материалов: «Не доверяй никому – особенно самому себе».

Читайте также: