НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАЦЕМ МАКСИМОМ ЕВГЕНЬЕВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАЦА МАКСИМА ЕВГЕНЬЕВИЧА

Сегодня поговорим о разных видах застройки — многоэтажной, как у нас в спальных районах, и малоэтажной, как в спальных районах Копенгагена.
Надо, кстати, сразу отметить, что в Дании и особенно в Швеции очень много своих проблемных районов, плохо спланированных, не учитывающих, что главная задача города состоит в создании для людей комфортного жилья. Я тут беру самые интересные примеры и сравниваю их с нашими обычными. Не для того, чтобы показать, как у нас плохо, а чтобы показать как можно сделать лучше.

Утром в субботу я поехал смотреть районы с плотной малоэтажной застройкой. По пути попалось несколько интересных штук, вот, например, бассейн, устроенный в реке. Летом тут куча людей прыгает с вышки в воду и плавает



Рядом небольшой скейт-парк. Отличный способ оживить место — у скейтпарка всегда весело, лавочки вокруг него всегда заняты людьми, ну и вообще место живое



Перейдем к делу. Недалеко от центра можно найти такой вот район



В некоторых домах живет одна семья, в некоторых сдаются в аренду комнаты, и каждую комнату занимает отдельный человек. Перед каждым домом такой дворик



Такие дворики люди используют намного чаще, чем задние дворы или балконы. Это потому что если проводишь время в таком месте, то ты как-то связан с жизнью, которая происходит на самой улице. Это очень полезно и для самой улицы — чем больше людей находятся в её зоне видимости, тем она становится безопаснее. В таких районах совершается намного меньше уличных преступлений, и люди тут чувствуют себя в безопасности даже по вечерам



Вот типичный проезд/проход/улица в спальном районе Москвы. Тут ходить, во-первых, неинтересно, потому что вокруг ничего не происходит, а во-вторых, страшно вечером, потому что вокруг никого нет. Зато есть три вида заборов :)



Кроме безопасности это всё ещё и очень мило выглядит






Часто можно встретить лавочки, по которым заметно, что они сделаны не для того, чтобы на них сидели, а для каких-то других целей. Размещали рекламу, в дизайн вписывали или просто выполняли план по установке лавочек. Вот обратный пример



Такие районы хороши ещё тем, что в них нет огромных расстояний между зданиями. Плотность живущих людей в них примерно такая же, как в девятиэтаж, так как здания хоть и низкие, но близко друг к другу расположены. Однако, огромных пустынных пространств между башнями, которые возникают при многоэтажной застройке, тут нет — эти районы отлично подходят для перемещения пешком и на велосипеде



Расстояние, которое человек готов пройти пешком от дома/работы, очень зависит от того, где нужно идти. В плохих условиях человек неохотно пройдет пешком и триста метров, а если условия хорошие, то будет готов идти и тысячу. Понятно, что если выбора нет, то можно и 5 километров прошагать, но тут речь о тех случаях, когда выбор есть. 

Сами сравните — расстояние на верхней фотке до желтого светофора и до второго билборда на нижней фотке примерно одинаковое



У нас очень любят думать о детях и строят им в каждом дворе детские площадки. При этом никаких других сооружений в наших дворах обычно нет, так как считается, что проведение времени на улице всеми другими группами населения обязательно закончится пьянкой или дебошем. Поэтому у нас лавочки стоят во дворах редко.

А основная задача наших дворов — перемещать машины. Непременно должна иметься возможность припарковаться прямо у самого подъезда, даже расстояние в 20 метров от машины до подъезда у нас люди готовы преодолевать только в том случае, если места прямо перед подъездом заняты. Если вдруг мест там вообще нет, а вместо них стоит лавочка и растет дерево, то люди начинают писать гневные письма с требованием исправить ситуацию. В результате получается так:



Подъезд находится прямо сзади. Большое желание есть отпустить своих детей поиграть там? Зато заборов много, никто точно на детской площадке не припаркуется, даже танк.

То, что машины необходимо где-то парковать — это бесспорно. Но вот то, что между подъездом и двором должно быть шоссе по европейским меркам - тут я не очень согласен

Парковка в Дании. Проезд хоть и сквозной, но посередине рядом с красными столбиками ездить нельзя:



Там стоят такие столики





Много детей совершенно самостоятельно гоняют по этому району. И никаких заборов



В чем фишка — дело совершенно не в нашем менталитете и не в наших наглых водителях, готовых припарковаться посреди песочницы. Это всё байки для кухонных оппозиционных разговоров, житейская мудрость "несогласных", которая с умным видом передается из поколения в поколение. Многие настолько уверены в нашей "ущербности" и "недоразвитости", что других причин и не ищут.

На самом деле всё проще — люди в жизни не могут думать обо всём. Они думают о семье, работе. Когда они рулят, то думают как бы не пропустить поворот и не попасть в аварию.
То, где они паркуются и как себя ведут в городе, зависит в основном от того, что называется physical framework. Я пока не придумал точный пepевoд, имеется ввиду то, как построено и устроено всё вокруг, и какие сигналы это подает пользователям.

Вот посмотрите



Слева подъезды, в которых живут тысячи людей. Справа (не в кадре) два парковочных лота и детская площадка, где всегда полно детей. Это всё дело отрезано тем, что тут считалось бы чуть ли не шоссе.
Как видите, жильцы установили клумбы, чтобы спуск для колясок не заставили машинами. Это как раз часть physical framework, та часть, которая доступна простым людям.
Но если думать об этом — скажите, зачем такое широкое шоссе? Почему бы не сделать в этом дворе приоритет для пешеходов? Тут всё равно никто не гоняет, машины едут медленно. Но такой physical framework как бы говорит водителям — вы тут главные, и когда вы едете, пешеходы должны вас пропускать. И те, и другие участники движения в этом уверены, и вовсе не из-за того, что они бескультурные и менталитет у них такой.

Как исправить? Вот простейший способ (взял тут: http://www.livestreets.ru/projects/shirokorechenskaya/)

Такая структура явно говорит о приоритетности автомобиля



А при такой - автомобиль будет ждать, пока пройдут все пешеходы.



Это очень просто реализовать, достаточно не тротуар разбивать дорогой во дворе, а дорогу тротуаром. И таких легких небольших способов показать, кто в данный момент главнее, очень много. И надо ими пользоваться, всё в порядке у нас с менталитетом.

Тут улица находится на одном уровне с тротуаром, но, как я уже писал, проезд этот не сквозной и сразу заметно, что машины тут в гостях у пешеходов, а не наоборот



Забыл точные цифры, в книге Life Between Buildings было очень хорошее исследование — они изучили и сравнили улицы с приоритетом у пешеходов и с приоритетом у автомобилей на предмет количества детей, которые находятся на них сами, и тех, кто передвигается с родителями.
На улицах, где был приоритет автомобилей, 14% детей гуляли сами, 86% с родителями. На улице, где был приоритет у пешеходов, 83% детей гуляли сами, а 17% с родителями. Точные цифры не помню, если у кого есть книга, то посмотрите, пожалуйста

Такая среда намного лучше подходит для жизни, при этом делать приоритет для автомобилей в таком городском районе, где все едут медленно (чтобы припарковаться), можно только по недосмотру.




Если выйти из этого района, пройти 50 шагов и перейти небольшую улицу, то будет вот так?





Фотка в обратную сторону с того же места. Шаговая доступность :)



Планирую с 25 ноября по 5 декабря быть в Екатеринбурге. Кто там живет - пишите, встретимся, поболтаем :)