Начало тут -   http://freeroll.pokeroff.ru/blog/note/950864/  - Часть 1.
                            http://freeroll.pokeroff.ru/blog/note/961672/   - Часть 2.

Четвертые 20% успеха -- это организация непрерывного процесса обучения.

 (Тут много высокопарных и занудных рассуждений, на тему покерного обучения, это все лишь мой субьективный и заангажированый взгляд, поэтому стоит это учесть. Из тех примеров которые я рассматриваю,  многого я не знаю и очень вероятно, что в своих оценках я не прав, поэтому мои изложения – это информация для рассуждений, не более того. Очень много букв.)

Давным-давно, когда еще не было машин и технологии производства не менялись, человек, овладев знаниями и умениями один раз, мог дальше всю жизнь этими знаниями зарабатывать, более того он мог еще обучить им своих детей и внуков (это я про времена, когда ремесленники объединялись в цеха). Но потом, прогресс и изобретение паровых машин очень многих лишило средств к существованию, а учится новым навыкам многие были не готовы.

Сегодня на  фирмах как производственных, так и в сфере услуг или продаж существуют различные курсы повышения квалификации и обязательной аттестации, на которые  периодически отправляют работников .

Покерные навыки очень динамично развиваются и очень сильно варьируются. Конечно,  есть покерная математика, (я говорил о ней в первом пункте), на которой все базируется, но она не охватывает всех возможных вариаций навыков, которые наверно в принципе невозможно охватить. Поэтому организация непрерывного процесса обучения для игрока в покер еще более важна чем для представителя любой другой профессии. Наверное, этот вывод, опять же для большинства, очевиден, и очень многие начинающие игроки скажут, что они анализируют свои раздачи и периодически смотрят воды и читают статьи; но в тоже время я уверен, что эффективность организации этого процесса у всех разная. И определенно, что те игроки, у которых этот процесс более эффективен будут иметь преимущества.     

Рассмотрим несколько вариантов

1)  Процесса обучения практически нет. Это с одной стороны те игроки, для которых покер -- развлечение, особенно это характерно для оффлайна. Но также под такое определение иногда может попасть любой игрок, если он в какой то момент заигрывается и не думает над своей игрой и обучением, а просто играет, что бы набить дистанцию и убить дисперсию. Типичной ошибкой  для многих новичков, а часто и не только для них, становится ситуация, когда, тяга к обучению зависит, от количества дeнeг на акаунте. Если дeнeг на акаунте "мало", то нужно срочно подучиться и что-то делать со своей игрой, если дeнeг "много" после удачной сессии или хорошего заноса, то обучение тихо курит в сторонке, а акцент делается на том, чтобы больше играть. Лень и жадность. Парадокс в том, что эти простые вещи многими осознаются и воспринимаются легко, но на практике они, тем не менее, все равно повторяются.

2) Процесс обучения хаотический. Это то обучение, которым мы все якобы, занимаемся и это то, что нам предлагает большинство покерных сайтов. Какие-то статьи, какие-то воды, какие-то советы, очень большие потоки информации, которые даже уже подготовленному  игроку довольно тяжело просмотреть и освоить, а для новичка такой хаотический и огромный объем информации является просто избыточным. Именно поэтому те, кто начинает ознакомление с покером, задают один и тот же вопрос, "Какую книгу вы посоветуете прочитать?". А ирония в том, что разные люди на этот вопрос дают разные ответы и бывает, что они взаимоисключающие. В такой ситуации эффективность  обучения  минимальна.

Такая ситуация должна подталкивать покерные сайты к организации  более эффективных систем обучения для новичков, и именно те ресурсы которые сделают акцент на этом будут иметь преймущества в развитии. Сегодня большинство сайтов развиваются преимущественно за счет  предоставления афилейт- услуг, рекламных услуг румам, а также некоторые продаж водов или тренерских услуг. Но мне кажется, что продуктивность афилейт- услуг постепенно снижается, отчасти из-за политики румов, отчасти из-за высокой конкуренции. Поэтому, каждый сайт, на дистанции, должен быть заинтересован в том, что бы предлагать своим посетителям эффективное обучение и получение доли от выигрыша, а также в формировании профессиональной команды игроков по принципу бекинговых проектов.

3)  Слабо организованный процесс обучения. Под таким подходом к обучению я понимаю систему, наверное, самого популярного покерного ресурса в мире -- покерстратеджи, на котором я  остановлюсь подробней. По моему мнению для тех, кто только начинает играть система разработанная этим сайтом наиболее эффективна. Она подразумевает  наличие стимулов для обучения, систематизированное изложение материала в виде статей и водов, различные уровней доступа к различным обучающим ресурсам, наличие "штатных должностей" оценщиков рук и тренеров, наличие расписаний тренировок и тд. Конечно процесс обучения на ПС довольно хорошо организован, наверное на порядок выше чем у всех ближайших конкурентов,  но я (по своей шкале), отнесу этот процесс к слабо организованным по таким причинам:

  • универсализм. Это с одной стороны преимущество, которое позволяет охватить огромную аудиторию, но после достижения определенного уровня, универсальных знаний уже не хватает.
  • отсутствие индивидуального подхода. Что опять же является следствием большой популярности сайта и невозможности закрепить индивидуального тренера за каждым игроком.
  • отсутствие оффлайн обучения. Тут я отталкиваюсь от того, что конечно несколько часов тренировок оффлайн гораздо продуктивнее чем несколько часов тренировок онлайн, даже  с персональным тренером.
  • рейко-ориентированность. Это в общем то спорное суждение, но я считаю важным это отметить, что выгода ресурсу от обучения не зависит от профита игрока, а зависит от его рейка, соответственно, я думаю, базовые стратегии игры для того, чтобы максимизировать рейк и для того чтобы максимизировать профит отличаются. Как пример, можно привести, стратегию коротких стеков, которая является больше рейкогенерирующей и менее интелектозатратной, в то время как стратегия больших стеков больше профитогенерирующая, но и соответственно более тяжела в освоении.

Нужно наверное отметить, что модель ПС, дополненную своими особенностями, довольно успешно использует сайт Адванседпокер

4) Индивидуальное простое. Характеризуется короткосрочным обучением с персональным тренером. Начинающие игроки, прошедшие онлайн школу ПС, но жаждущие дальнейшего обучения, попадают с сети персональных тренеров, выбор которых в последнее время довольно большой с предложениями по цене от 50 до 450 дол в месяц, как правило, тренерами становятся успешные игроки, которые делятся своим мастерством онлайн или оффлайн. Я очень скептически отношусь к такому виду обучения и его эффективности из-за соотношения цена-качество. Кроме очевидного минуса, что такое обучение, чаще проходит онлайн, а не оффлайн, я вижу и другие его недостатки.

Без сомнения, любой рег высоких лимитов, который решил стать персональным тренером, может дать очень много полезной информации начинающему игроку, но я считаю, что цена за эту информацию пока довольно высокая, или даже лучше сказать уже довольно высокая.

Постараюсь, обосновать свою позицию. Как я понимаю, давным-давно, несколько лет назад, игра в покер отличалась от того, что есть сейчас, а именно, обладая некоторыми знаниями и навыками игры в кеш, можно было, зарабатывать от 100 дол в час. Но потом некоторым и игрокам, возможно, надоело самим играть и они начали заниматься обучением. Цену за обучение они предлагали исходя из своего профита и из ожидаемого профита для ученика. Иными словами, если человек сам зарабатывал 100 дол в час, например на НЛ200 или НЛ400, то он предлагал ученику обучение за такую же сумму и ученик рассчитывал, стоимость 6-12 уроков, "отбить" за некоторый (небольшой) промежуток времени и это действительно у многих скорее получалось чем нет и поэтому такое обучение было оправдано и всех устраивало. Но потом игра стала меняться становилась более сложной и хотя расценки на обучение остались те же, но они уже в меньшей мере "гарантировали" отдачу. Это привело к тому, что рынок предложений персональных тренеров стал понемногу меняться. Приведу, пример, из известных мне предложений:

  • Diatty уже не просто предлагает онлайн обучение, а делает акцент на оффлайн обучении ( очевидно, что это более ефективно);   http://diatty.pokeroff.ru/blog/note/746376/ .
  • Dentist предлагает, http://dentist.pokeroff.ru/blog/note/877379/,  в виде эксперимента, обучение не почасово, а в виде месяца игры в своей команде;
  • Blackwinterday разрабатывает довольно продуманную методику из структурированного курса из нескольких занятий в дополнение к своей книге; http://blackwinterday.pokeroff.ru/blog/note/1013722/ .
  • Макс Кац и Teach_me_pls  предлагают обучение оффлайн на дому у  заказчика, http://teach_me_pls.pokeroff.ru/blog/note/509868/, а также обучение за % от доезда. То есть, те, кто хочет зарабатывать  именно обучением, думают над тем, как сделать его максимально эффективным. 
  • Но самое интересный вариант, я б даже назвал его  неким эволюционным скачком в обучении, предлагает Purity,  http://purity.pokeroff.ru/blog/note/903248/, а именно, обучение за % от дохода на длительной дистанции, об этом подробней..

    5) Индивидуальное продвинутое. Могу сказать, что подобный вид обучения я предложил http://pokerukr.pokeroff.ru/blog/note/74096/ наверное одним  из первых на просторах покерного рунета (более подробно можно посмотреть в блоге), так как понял, что подобный подход будет наиболее эффективным и справедливым в первую очередь для ученика, но на себе я останавливаться не буду так как это не скромно, а возьму лучше за пример, предложение Purity, который без сомнения является более известным и авторитетным игроком.

Вкратце из него можно выделить такие основные преимущества над индивидуальным простым обучением:

  • долгосрочное сотрудничество. Очевидно, что ученику более выгодно, чтобы опытный тренер сопровождал его игру на протяжении длительного периода времени без необходимости оплачивать каждый дополнительный час консультаций.
  • тренер получает выгоду только в виде % от профита игрока. Подобное предложение может делать только очень  уверенный в себе, своей игре и своем учительском таланте тренер. Индивидуальное простое обучение идет по принципу: получил дeньги -- позанимался и дальше не паришься про результат. Здесь же тренеру придется выкладываться по максимуму, чтобы получить хорошую отдачу от своих учеников.
  • отбор учеников. Тренеру, который получает за обучение дeньги  в час, не очень важно, кто будет его учеником, главное, что б он оплатил курс обучения и был более-менее адекватным человеком. При таком раскладе, если обучение не принесло результата, то ученик не будет особо протестовать, так как авторитет тренера будет явно давить. Тем более что с точки зрения тренера все будет честно, так как он абсолютно честно и профессионально поделится своими навыками и потратил на ученика свое время, но в конце концов это покер, и никто не волшебник, и процесс обучения это все лишь одна из  составляющих  успеха, но никак не панацея. Но тренер, который обучает за % от профита, уже вынужден будет очень серьезно отнестись к отбору учеников, иначе он просто рискует потратить свои усилия впустую.

Несмотря на явные преимущества  предложения Антона , оно имеет и некоторые недостатки.

  • проблемы субъективного отбора. О том, как важен отбор учеников, я уже написал, но критерии отбора всегда будут субъективными, а это значит, что иногда можно ошибиться, а ошибка в подборе учеников в таком проекте может довольно дорого стоить. Как вариант решения или минимизации этой проблемы , это проведения личного оффлайн собеседования и наличие некоторого испытательного срока.
  • акцент на онлайн, а не оффлайн обучении. Онлайн обучение дает преимущество в мобильности и гибкости, но проигрывает  в качестве обучения. Как вариант решения этого вопроса -- проведение периодических оффлайн встреч с учениками и непосредственное общение, разбор игры.
  • отсутствие связи между учениками (то есть обучение только тренер-ученик, а не ученик-ученик).  Я исхожу из того, что каждый игрок, которого Purity отобрал, является успешным на своем лимите, соответственно обладает своим стилем игры и знаниями которые имеют ценность, поэтому, в идеале, контакты между учениками и обмен информацией важны сами по себе, то есть наличие площадки для обмена опытом, было бы большим плюсом. Для такой площадки могут быть использованы оффлайн встречи или семинары или создание своего сайта для обучения с обменом видео, разбором ХХ и обсуждением раздач, в котором тренер выступал бы не только как тренер, но и как модератор дискуссий.
  • влияние других факторов. Фактически выступая в роли тренера, даже самого хорошего, Антону тяжело будет контролировать другие факторы, которые влияют или могут повлиять на успех покерного игрока. Я в этом своем цикле статей выделяю 5 основных факторов, которые важны для новичка в покере, но для подъема по лимитам, думаю таких факторов, наверное, больше и тренеру в таком формате, будет тяжело проконтролировать их все. Ну, например, в обязанности игрока будет входить отыграть 60К рук в месяц, но в тоже время игрок-ученик может сверх этого играть на свои дeньги и  свой отдельный банкрол. Мне кажется, это добавляет дополнительные риски и неопределенность и эти риски довольно большие. Тут очень много можно писать почему это не правильно, но я ограничусь лишь тем, что мне кажется, что Антону полезней было бы выдвинуть условие, что на время участия в этом проекте, ученик не должен играть на свои дeньги вообще, ни оффлайн ни онлайн, возможны исключения при предварительном соглашении сторон, тогда больше возможностей реально улучшать игру.
  • большие нагрузки на тренера. Из того, что я описал, мне кажется, что на тренера ложится довольно большая нагрузка, то есть фактически он может столкнуться с проблемами которые напрямую не связаны с тренерством, но в тоже время, он будет вынужден их решать.
  • тренер не участвует в банкроле игрока. Возможно, это кому-то покажется, наглостью, что я вношу подобный пункт, как недостаток предложения, которое во всех смыслах и так очень привлекательное, но тем не менее я думаю для перспективы развития покерного обучения он важен. В первую очередь из-за того, что в тех местах на которые я указываю, я считаю, что для большей эффективности процесса обучения тренер должен в большей мере контролировать как игру так и банкрол игрока, но для этого, я думаю, логично будет если тренер будет вносить какую-то долю в банкрол игрока.

Анализируя все вышеописанное, можно в общих чертах предположить, каким же должен быть, наиболее эффективный процесс покерного обучения с учетом всех плюсов и минусов.  Именно такой эффективный и оптимальный процесс обучения я планирую задействовать в будущем при расширении команды и организации Покерной Академии.