Большинство оппонентов, с которыми мы сталкиваемся, не сразу же подстраиваются под нашу начальную стратегию, наши подстройки, и они не сразу начинают играть неэксплуатируемо. Против оппонента, который не играет по равновесию и не подстраивается хорошо или быстро к нашей игре, одна линия вероятно прибыльнее другой, и вероятно следует придерживаться такой линии со многими руками чуть ли не всегда. В этом случае нашим максимально эксплуатационным ответом будет выбирать более прибыльную линию в 100% случаев, и возможно нам и следует так поступать.

Это частое свойство многих разных ситуаций в HUNL. Равновесная стратегия Хиро является смешанной. Однако, как только Оппонент немного отклонится от равновесия, один вариант прямо пропорционально становится лучше другого, и максимально эксплуатационным ответом Хиро будет принимать наиболее прибыльное решение в 100% случаев. То есть, нету постепенного перехода от равновесной частоты к эксплуатируемой.

При этом обсуждении возникает несколько новых вопросов о том, как мы должны подходить к матчам против неизвестных оппонентов. А именно,  как нам следует подстраиваться, когда мы видим слабости в игре Оппонента? Следует ли нам поменять частоту каких-то действий, чтобы выбрать наиболее прибыльную линию в 100% случаев? Мы возможно будем рисковать, так как Оппонент может заметить, что мы делаем и сменит свою стратегию, чтобы делать меньше ошибок.

Чем хуже наш Оппонент, тем меньше вероятность того, что он заметит, что Хиро меняет свою игру в сторону большей эксплуатации. Также, Оппонент с большей вероятностью заметит ваши тенденции в ситуациях, которые возникают часто, в противовес тем, которые бывают редко. В конечном счете, Хиро должен решить будет ли лучше максимально эксплуатировать ошибки Оппонента или же лучше будет не спешить с активными действиями, чтобы Оппонент не смог нас поймать. Как бы то ни было, вам всегда следует рассматривать свои стратегические подстройки в таком контексте. Не стоит без разбора выбирать неразумные или сумасшедшие линии лишь ради баланса.

Разумеется, есть много разных способов стимулировать изменения в стратегии Оппонента или же спровоцировать его на ошибки, чтобы вы могли извлечь из этого преимущество. Вы можете попытаться заставить Оппонента сделать какие-то иррациональные и чрезмерно эмоциональные ходы, как-то рассердив его, и т.п. Вы можете попытаться заставить Оппонента сделать разумный, но неверный ход, дав ему вводящую в заблуждение информацию о своей стратегии. Здесь мы не будем сосредотачивать свое внимание на способах, с помощью которых мы можем спровоцировать ошибки, однако, надлежащий способ использования любого из них необходим нам для изучения игры в теории. Поэтому лишь разберем один пример и используем его для продолжения дискуссии.

Пример провокации оппонента на ошибки

Представьте, что Хиро сыграл против Оппонента несколько сотен рук, и Оппонент кажется довольно сильным игроком, но не склонным отходить от своей стратегии. В частности, оппонент тайтово играет против 3-бетов. Это подходит под общие консервативные склонности его игры. Кажется, что Оппоненту комфортнее вообще избегать 3-бет банков, если у него нету сильной руки. Он рейзит большинство своих баттонов, но продолжает лишь 14% случаев после того как получает 3-бет. (Эта частота защиты против 3бета может быть (а может и нет) слишком тайтовой, для меня она явно тайтовая, но она была заимствована из рекомендаций в статье, написанной довольно успешным кеш-игроком).

Часто мы видим, что игроки, находящиеся на месте Хиро, хотели бы, чтобы диапазон Оппонента против 3-бетов был лузовым. Возможно, эти игроки ограничены неспособностью раздувать большие банки на префлопе с сильными руками. Возможно, они просто не удовлетворены тем, что в общем играют такое большое количество мелких банков. Они могут быть расстроенны тем, что они не получают должного экшена с сильными руками, или же они думают, что они автоматически получают какую-то выгоду путем того, что они выбивают Оппонента из его зоны комфорта, заставляя его доходить до флопа с более широким диапазоном в 3-бет банке. Не важно, какая тому причина, Хиро решает начать 3-бетить особенно лайтово и вскрывает свои блефы, когда Оппонент фолдит. Он надеется, что спровоцирует Оппонента расширить свой диапазон защиты. Сделайте паузу и подумайте об этом, перед тем как прочитать – является ли это хорошей идеей для Хиро? Почему да или почему нет?

Чтобы оценить такую игру нам следует подумать о том, откуда берутся наши дeньги в этом матче. В общем, наши дeньги берутся из преимущества над ошибками Оппонента. Из обсуждений в паре предыдущих разделов, мы можем прийти к этому более конкретно.

Когда игра Оппонента околоравновесная, то сложно зарабатывать дeньги, потому что оппонента практически нельзя эксплуатировать. Конечно, в контексте равновесия нет точного определения слову “дистанция”, но в каком-то смысле, чем дальше он от равновесия, тем более эксплуатируемым он будет, и тем больше дeнeг мы сможем у него выиграть. Это не является идеальным мерилом, но мы часто можем рассматривать разницу оппонента от равновесной игры в виду разницы между частотой его действий и соответствующей частой действий в игре по GTO. Именно это одна из причин, по которой всегда полезно иметь хорошее чувство и понимание неэксплуатируемой игры в разнообразных ситуациях – быть способным определить возможности для эксплуатации ваших оппонентов.

Какой может быть частота продолжения Оппонента против 3-бета при игре по GTO? Это зависит от размера стеков и размера 3-бета Хиро, но равновесная частота Оппонента защиты от 3-бета почти всегда будет больше, чем его нынешняя 14%. Предположим, что Хиро решил, что неэксплуатируемая частота продолжения Оппонента будет около 35%, довольно разумное число во многих случаях. Будет ли сейчас ясным, является ли его попытка стимулировать изменения в стратегии Оппонента хорошей идеей?

Что если этот план сработает, как ожидалось? Диапазон колла 3-бетов Оппонента станет более лузовым, и впоследствии, вырастет ближе к 35%, к неэксплуатируемой частоте коллов. То есть, оппонент будет играть ближе к равновесию, и тем самым менее эксплуатируемо, и таким образом Хиро будет способен выигрывать меньше дeнeг у него. Это главная причина, по которой план Хиро был плох, он дает возможность Оппоненту играть менее эксплуатируемо, то есть такой план неприбыльный в целом.

Также на минуту задумайтесь над тем, как план мог бы провалиться, даже если мы того не ожидали. В частности, некоторые краткосрочные игровые проблемы могут существенно повлиять на игру. В следующий раз Хиро 3бетит после того, как показал блеф, может ли Оппонент посчитать, что у Хиро не будет сильной руки? Если Хиро только что показал 3-бет блеф, то может ли он действительно сразу же провернуть ещё один такой блеф? Возможно, подумав в таком ключе, Оппонент решит либо подтянуть свой диапазон, либо продолжить свою консервативную игру, хотя бы недолго, после того, как Хиро вскрыл свой блеф. Если он ожидает обратного, как и было в его первоначальном плане, то это может привести к плохим стратегическим решениям. Это вторая причина, по которой игра Хиро плоха – по крайне мере без какой-либо дальнейшей информации, каким эффектом может обладать то, что Хиро показал свой блеф, и это бесспорно ведет к менее эффективной эксплуатации Оппонента.

И, наконец, существует аргумент, что "принуждение" Оппонента к “лучшей” игре на префлопе может привести к прибыльным для нас ситуациям на постфлопе, где Оппонент будет вне своей зоны комфорта. Может, Оппонент склонен отвечать на 3-бет блефы, коллируя больше префлоп, но всё ещё часто сдается на ставки на флопе. Это возможно.

Однако, то преимущество на префлопе, которое у нас уже есть, является важным, и очень редко правильным будет менять уже имеющееся преимущество на неопределенное преимущество в будущем. Зачастую лучше использовать гарантированное преимущество чего бы оно ни стоило в течение настолько длительного времени, насколько это возможно. В то же время, вам следует помнить о более лузовых подстройках, которые он вероятно, в конце концов, начнет делать, если вы будете эксплуатировать его частыми 3-бетами. Когда это произойдет, вы можете попробовать получить преимущество над его тенденциями фолда на конбеты, если подобные тенденции имеют место на практике. В некотором смысле, в равновесной игре зачастую есть очень много повторений перед непосредственно достижением самого равновесия. Используйте каждое преимущество настолько долго, насколько это возможно. 

План по стимулированию оппонента к ошибкам

Мы можем суммировать все важные моменты, чтобы пользоваться ими, когда мы планируем своей игрой стимулировать оппонента делать эксплуатируемые изменения в его стратегии.

  • Точно определите, на какие именно тенденции вы хотите повлиять, например, на частоту Оппонента защиты против 3-бета.
  • Определите равновесную стратегию Оппонента в этой ситуации, например, продолжение с 35% рук.
  • Сравните неэксплуатируемую стратегию с нынешней игрой Оппонента.
  • Рассматривайте лишь те решения, которые заставят оппонента играть хуже (то есть, дальше от равновесия).
  • Убедитесь, что ваши решения обладают желаемым эффектом. Это требует некоторого опыта или понимания психологии. Однако, если вы показываете блеф, а затем будете не уверены насчет реакции Оппонента, вы вероятно будете играть менее прибыльно против него, а не более. Побуждение Оппонента к смене его стратегии непредсказуемым образом, зачастую будет иметь худшие последствия, чем, если бы мы не собирались побуждать его это делать.
  • Не забывайте учитывать другие тенденции, которые могут повлиять на ваш план. Например, если после вскрытие блефа ваша игра будет выглядеть более блефово в общем, то это также повысит общую частоту его действий, не только в защите от 3-бетов.

Беря во внимание это обсуждение, мы можем пересмотреть нашу игру против тайтового оппонента. То есть одно то, что мы пытаемся побудить Оппонента играть даже ещё тайтовее против 3-бетов, будет более эксплуатируемо. Возможно, Хиро мог достичь этого, просто показывая премиум руки после 3-бета. Возможно, что это побудило бы Оппонента быть уверенным в тайтовом фолде, который он бы сделал, и воодушевить его делать больше таких фолдов в будущем. Однако, этот план мог склонить его и к ответным действиям.

Оппонент, вероятно, мог хотя бы спросить себя почему его оппонент показывает некоторые сильные руки, особенно, когда он его 3-бетил так часто. И ответом на такой вопрос вероятно было бы то, что у Хиро должны быть блефы в тех случаях, когда от не показывал свою руку. И таким образом Оппонент начнет думать о том не эксплуатируют ли его этими 3-бет блефами и возможно начнет играть немного лучше, сделав такие выводы. В целом, в ситуациях, в которых Оппонент играет настолько плохо, как в примере этого раздела, лучше всего будет не привлекать его внимание к проблеме любым способом, чтобы он продолжал совершать одну и ту же ошибку просто по причине отсутствия подсказок и пищи для размышления.

Тем не менее, ситуация, описанная тут, довольно редкая, и попытка играть максимально эксплуатационно не будет уместной. Что повлечет за собой попытка играть максимально эксплуатационно?

В описанной проблеме вы, возможно, посчитаете, что 3-бет был лучше, чем фолд, даже в самом худшем случае, когда Хиро отдает банк всякий раз, когда его коллируют. На самом деле Хиро, безусловно, стоит быть способным сделать что-то лучше, чем этот 3-бет, даже с простой стратегией, которая включает вкладывание большего количества дeнeг в банк, когда он собирает особенно сильную руку на флопе. Итак, какие последствия это имеет для нашей стратегии против этого оппонента? В основном, наша максимально эксплуатационная стратегия никогда не будет включать в себя фолд на префлоп рейз. Со слабой рукой, которую мы могли бы сфолдить против большинства оппонентов, оказывается, мы можем сыграть лучше, если вместо этого просто затрибетим.

Однако, если мы никогда не фолдим без позиции против префлоп рейза, а вместо этого трибетим в большинстве случаев, то даже самый глупый из оппонентов, вероятно, заметит это и начнет играть лучше. Поэтому, в этом случае, лучше будет немного притормозить и не играть максимально эксплуатационно для того, чтобы сохранить очень прибыльную ситуацию, которая у нас есть. Вместо этого, возможно, мы могли бы блеф 3-бетить с высокой частотой, но также и фолдить довольно часто. Вдобавок, нам, возможно, следует просто коллить все наши сильные и премиальные руки. 

  • Во-первых, такая игра неплоха на постфлопе и такая игра действительно будет более прибыльной, если мы будем доходить до флопа, учитывая, что Оппонент часто будет просто фолдить на наши 3-беты. 
  • Во-вторых, мы пытаемся ограничить нашу общую частоту 3-бета, и флет-колл здесь помогает сохранить нашу частоту 3-бета низкой, что позволяет нам сохранить наши 3-беты для блефов, что на самом деле увеличивает EV всего 3-бета.

То есть, ситуации, где вы знаете, что игра является максимально эксплуатационной, но вам следует делать что-то другое, будут довольно редко. Будет вполне приемлемым предположить, что они никогда не будут случаться и всегда выбирать наиболее прибыльную линию, когда вы это знаете. Поступая иначе можно попытаться максимизировать долгосрочную прибыль, но есть риск того, что используя подобные идеи, мы будем  оправдывать ошибочную игру. 

В частности, вы не должны считать, что большинство оппонентов способны понимать вашу игру и подстраиваться под нее. Вашу игру смогут прочитать и правильно подстроиться под нее лишь в ситуациях как та, которая описана в этом разделе и если она возникает почти в каждой раздаче, в связи с невероятно высокой частотой какого-то действия. В ситуациях, которые возникают не так часто (такие, которые возникают на поздних улицах), вам следует почти всегда выбирать наиболее прибыльную линию из доступных. Кроме того, обычно вы не знаете сколько рук сыграете против этого конкретного оппонента, поэтому вам возможно следует выигрывать как можно больше дeнeг, пока у вас есть такая возможность.

ПикиПикиПики

Данный отрывок взят из двухтомника «Безлимитный Хедз-ап Холдем для Экспертов», автором которой является Уилл Типтон — кандидат наук в Корнелльском Университете и опытный регуляр высоких лимитов HUNL со сногсшибательным графиком. Его книги помогут вам улучшить свои навыки игры в формате один на один, научат использовать древа решений и разработать эффективную стратегию игры. Вы можете узнать больше о двухтомнике Уилла Типтона или заказать эти книги прямо сейчас.